Дипломированное сотрудничество

Как Россия становится частью европейской системы образования

photo
Валерия Мишина

В 2017 году самая известная и яркая инициатива ЕС в сфере образования Erasmus+ отметит 30 лет со дня своего старта. К юбилейной дате Россия подошла в качестве лидера по числу заявок на участие в этой программе, направленной на развитие сотрудничества в области образования и профессионального обучения. Популярности Erasmus+ в России способствовало среди прочего ее присоединение к Болонскому процессу, цель которого — ​постепенное сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы, которая бы позволила студентам быть максимально мобильными. Опрошенные «Ъ» представители российских университетов утверждают: благодаря сотрудничеству РФ с ЕС в сфере образования выпускники российских вузов становятся более конкурентоспособными на рынке труда, а статус российских дипломов повышается.

По единым стандартам

Отечественная система образования всегда славилась своими высокими стандартами, однако еще не так давно она была фактически оторвана от мировых процессов — ​что в условиях глобализованного мира автоматически приводило к отставанию российских студентов и молодых ученых от их западных коллег. Прорыв произошел в 2003 году, когда Россия официально присоединилась к Болонскому процессу — ​гибкой трехуровневой системе высшего образования, согласно которой выпускники учебных учреждений защищают сначала степень бакалавра, затем, при желании, степень магистра, после чего возможно обучение в аспирантуре. Цель системы — ​создание единого «понятного» образовательного и научного процесса в странах-участницах и постепенное сближение систем высшего образования разных государств. Это в частности предполагает академическую мобильность, благодаря которой при переходе на следующий уровень у студентов есть возможность поменять вуз, выбрав учреждение в другом городе или стране, или вообще сменить направление обучения.

Первым вузом в России, который начал выдавать дипломы по Болонской системе, был Российский университет дружбы народов (РУДН), где обучались студенты из почти 90 стран мира. Как рассказал «Ъ» ректор РУДН Владимир Филиппов, эксперимент начался еще в 1989 году, то есть во времена СССР. Поводом для него стало принятое годом ранее Международным бюро просвещения (структура в рамках ЮНЕСКО) решение. «Бюро постановило не признавать дипломы российских вузов, так как степени магистра должна предшествовать степень бакалавра. А всем иностранным студентам в наших вузах выдавали дипломы магистров по итогам пятилетнего обучения», — ​рассказал Владимир Филиппов. Сначала система «бакалавр-магистр» была запущена на факультете физико-математических и естественных наук РУДН, а далее к ней присоединились и другие факультеты вуза. «Тогда я был деканом факультета физико-математических и естественных наук, — ​вспоминает господин Филиппов. — ​ И в 1992 году мы выпустили первых бакалавров».

Объясняя необходимость перехода России на Болонскую систему, он рассказал, что при пятилетней системе образования, подразумевающей обучение по единому плану, «всегда было три направления людей, которые поступали со своей профессией в будущем по-разному»: «Первая группа — ​это те, кто шли в науку, и им требовалась более углубленная подготовка, чем в среднем по группе. Вторая группа шла в производство по специальности, и ей нужны были более практические знания и умения. А третья группа — ​это те, кто понимал к пятому курсу, что это направление не его и по этой профессии он работать не будет». Владимир Филиппов отметил, что система «бакалавр-магистр» дает возможность после бакалавриата поменять профессию и уйти в магистратуру, но уже на другую специальность. Те же, кто продолжает учиться по изначально предпочтенному направлению, могут выбрать между научно-исследовательской магистратурой и практико-ориентированной магистратурой. «То есть глубинные причины лежат не в формальном подключении к Болонскому процессу, система была необходимой», — ​резюмировал господин Филиппов. Он напомнил, что в 2009-м году на Всемирном форуме по высшему образованию ЮНЕСКО, который проводится раз в десять лет, было принято решение рекомендовать всем регионам мира vгармонизировать свои системы высшего образования по аналогии с Болонским процессом. Присоединение к Болонскому процессу открыло для российских студентов двери в европейские вузы, а также облегчило доступ к образовательным программам ЕС, наиболее яркая среди которых — ​Erasmus+.

Неограниченная мобильность

Юбилей Erasmus+ стал поводом для подведения промежуточных итогов самой известной и популярной европейской программы студенческой мобильности. Благодаря ей студенты из разных стран могут получить грант на учебу в лучших университетах Европы, а вузы, в том числе и российские, имеют возможность расширить экспорт образовательных услуг и усовершенствовать образовательные программы, повышая статус выдаваемых ими дипломов. 33 страны (28 стран ЕС плюс Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Бывшая Югославская Республика Македония и Турция) — ​это так называемые «страны программы» (Programme Countries). Все остальные государства-участники, включая Россию, относятся к категории «стран-партнеров» (Partner Countries). В целом Erasmus+ объединяет студентов и преподавателей из 180 государств.

Вигаудас Ушацкас,
глава представительства Европейского союза в России:
«

В последние годы сотрудничество ЕС и России в области образования стабильно развивается. Россия — ​это одна из ведущих стран — ​не членов ЕС, которые участвуют в наших образовательных программах. И это сотрудничество, несмотря на текущие вызовы, формирует основу наших отношений.

Более 1,4 млн. студентов со всего мира приезжают в Европу, чтобы получить высшее образование. Европа предоставляет им огромный выбор из тысяч университетов мирового уровня, исследовательских центров. Студенты могут получить степень бакалавра, магистра, учиться в аспирантуре, есть и краткосрочные программы обмена. Поэтому они могут выбрать тот опыт, который наиболее им подходит.

Российские студенты — ​активные участники европейской образовательной программы академической мобильности Erasmus+. В 2016 году Россия возглавила список стран по числу обменов. Я уверен, что академические программы мобильности будут благоприятствовать контактам между Россией и Европейским союзом и в итоге способствовать нормализации отношений между ЕС и Россией».

Российские вузы в рамках Erasmus+ участвуют в частности в программе краткосрочной мобильности (Credit Mobility) и программе совместных магистерских и аспирантских дипломов (Erasmus Mundus). В рамках первой из них направляющий и принимающий вузы указывают, какие курсы доступны для мобильности студентов и какие варианты существуют для мобильности сотрудников. Направивший студента вуз гарантирует признание полученных по итогам программы в другом университете оценок и зачетных единиц. Академическая мобильность для студентов цикла бакалавриата, магистратуры или аспирантуры возможна начиная с третьего курса и длится 3–12 месяцев (исключение составляют медицинские специальности — ​до 24 месяцев). Чтобы вуз подключился к программе, его руководству нужно заключить межвузовское соглашение о мобильности с университетом из «страны программы», а студенту — ​обратиться в международный отдел вуза.

«Проект Credit Mobility программы Erasmus+ весьма значим для ВШЭ, поскольку дает финансовую поддержку поездкам наших студентов на „включенное обучение“ и способствует привлечению большего числа мотивированных иностранных студентов из партнерских университетов, дает возможности для развития совместной образовательной деятельности, обмена педагогическим и управленческим опытом, культурного взаимообогащения, а также знакомства с новыми партнерскими университетами», — ​заявили «Ъ» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Что же касается Erasmus Mundus, то речь идет о программах совместных магистерских дипломов. Это престижные международные образовательные программы, которые продолжаются от одного года до двух лет и осуществляются международными консорциумами вузов. Заявки могут подавать студенты последнего курса или те, у кого есть диплом бакалавра или специалиста, независимо от возраста. Например, в конкурсе 2017 года доступны 103 магистерские программы и восемь программ для аспирантов.

Число участников программы короткосрочной
мобильности (Credit Mobility),
данные национального офиса программы Erasmus+
Короткосрочная мобильность
студентов и преподавателей
1916
человек
2015 г.
2187
человек
2016 г.
1238
человек
2015 г.
1572
человека
2016 г.
Из России в ЕС
Из ЕС в Россию
Владимир Андреев,
завкафедрой английской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого:
«

Европейская программа Erasmus+ и ее предшественник, программа Tempus, оказали существенное влияние на структуру и содержание образовательных программ, реализуемых в университете. Их осуществление совпало с важными изменениями в высшем образовании России, в частности с переходом к многоуровневой системе высшего образования, внесением международного европейского измерения в содержание курсов. Европейский опыт позволил осуществить этот переход достаточно безболезненно, обучить российских экспертов, способных разрабатывать современные образовательные программы, основываясь на компетентностной модели образования и учета требований рынка труда. Студентам программа дала возможность дополнить образование, получаемое в стенах университета, периодом академической мобильности в одном из вузов Европы, что существенно расширило их возможности быть конкурентоспособными на рынке труда за счет развития таких навыков, которые было бы невозможно сформировать, обучаясь в своем вузе».

Алла Акульшина,
директор Центра международных проектов и программ Воронежского государственного университета:
«

В настоящее время по разным направлениям Erasmus+ в университете реализуются более 20 проектов. Опыт участия в европейских проектах позволил интегрировать международное измерение практически во все сферы деятельности университета, от административного персонала и понимания значимости данного направления на уровне ректората до активности преподавателей и студентов. Практическими результатами можно считать создание и реализацию программ двойных дипломов, участие в международных конференциях, стипендиальных программах».

Один из участников программы Erasmus Mundus Вадим Калабин учился и стажировался в Европе в 2008–2010 годах. «Я учился в магистратуре по направлению „Менеджмент в области информационных технологий“ (International Master in Management of Information Technology). Программа состояла из четырех частей, каждая из которых длилась по шесть месяцев, — ​рассказал господин Калабин „Ъ“. — ​Я самостоятельно собрал документы на участие и поступил». Так, по полгода господин Калабин провел в трех различных университетах (The Aix-Marseille Graduate School of Management, Экс-ан-Прованс, Франция; Turku School of Economics, Турку, Финляндия; Tilburg University, Тилбург, Нидерланды). «Обучение дает навыки межкультурного общения, можно получить нормальное знание языков, появляется возможность получить работу по всему миру, а европейские дипломы — ​это плюс для работодателей и в России, — ​говорит он. — ​Если работаешь в российских или международных компаниях, нужно знать, как устроен менталитет наших западных и восточных коллег. Можно понять, какие практики, какие вещи можно переносить для работы в российских компаниях».

С 2013 года в числе прочих в программу Erasmus+ интегрирована Программа Жана Монне (Jean Monnet Activities), получившая название в честь французского экономиста и государственного деятеля, который считается одним из основателей Европейского союза. Программу грантов Жана Монне учредил в 1989 году Европейский совет университетов для поддержки обучения и исследований в сфере евроинтеграции. Основная задача программы — ​«привнесение европейского измерения в системы высшего образования» во всем мире. Сейчас в ней участвуют более 800 университетов более чем 70 стран мира. При этом Россия — ​ведущее государство среди «стран-партнеров» программы Erasmus+ по числу проектов, которые реализуются в рамках программы Жана Монне. Так, за 2015–2016 год число таких проектов в российских вузах достигло 78. Например, в 2016 году в России конкурс на открытие кафедры Жана Монне выиграла кафедра теории и истории международных отношений Уральского федерального университета (УрФУ).

Один студент — ​два диплома

Сегодня многие российские вузы реализуют, в том числе и при помощи программы Erasmus+, совместные образовательные программы, по окончанию которых студенты получают дипломы всех вузов, участвующих в консорциуме. «Именно потому, что и в России есть магистратура, у наших студентов есть возможность провести один год из двух в университете-партнере и получить дипломы сразу двух ведущих университетов», — ​объясняет «Ъ» ректор РУДН Владимир Филиппов. Он отмечает, что такие межвузовские соглашения полезны не только студентам, но и самим учебным учреждениям: «Не любой университет согласится по упомянутой мною программе „1+1“ выдавать сразу два диплома, да и в партнеры не каждого примут. Университетам надо согласовать программы, а чтобы повысить доверие друг к другу — ​подтянуть качество обучения. То есть это стимулирует высшие учебные заведения к более качественному уровню преподавания». Господин Филиппов сообщил, что у РУДН действует более ста программ двойных дипломов с зарубежными ведущими университетами.

Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Московский институт стали и сплавов) Алевтина Черникова считает, что основные трудности при работе с европейскими университетами — ​это организационные моменты при реализации программ двойных дипломов: «Хотя обучение за рубежом проводится по заранее согласованным университетами учебным планам, возникают проблемы, когда не совпадают нормативные периоды обучения, академический календарь». Она отметила, что МИСиС реализует совместные проекты с 200 университетами мира — ​это научные, исследовательские и образовательные проекты различных форматов: от программ двойных дипломов и включенного обучения до летних школ. В частности, с 1995 года по программе двойных дипломов университет сотрудничает с техническим университетом «Фрайбергская горная академия» (Германия) и университетом Лотарингии (Нанси, Франция). «Последние два года НИТУ „МИСиС“ активно работает с Вроцлавским технологическим университетом, который принимает на включенное обучение на 1 семестр наших студентов и направляет нам своих. Таким образом, работает схема студенческого обмена при поддержке грантов на мобильность — ​Erasmus+», — ​сообщила госпожа Черникова.

Наталья Ватолкина,
начальник управления международных связей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева:
«

Главным результатом (сотрудничества с ЕС — ​«Ъ») стали разработка и внедрение новых учебных курсов, основных и дополнительных образовательных программ с использованием современных образовательных технологий. Примером этого может служить программа подготовки в магистратуре «Предпринимательство для устойчивого развития», которая с 2014 года реализуется в сетевой форме совместно с Самарским государственным техническим университетом, Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом и Университетом прикладных наук Зюйд (Нидерланды). Она пользуется большим успехом у абитуриентов. Участие в программе Жана Монне открыло новое направление европеистики в МГУ им. Н. П. Огарева, и уже можно говорить о формировании Центра европейских исследований в области права, экономики и устойчивого развития».

Участники совместных магистерских и аспирантских дипломов (Erasmus Mundus),
данные национального офиса программы Erasmus+
2015
2016
396
545
Подано магистрских стипендий
29
34
Получено магистрских стипендий
18
29
Подано аспирантских заявок
4
5
Получено аспирантских стипендий
Отзыв НИУ ВШЭ:
«

Участие в совместных проектах способствует установлению и развитию связей и сотрудничества, повышению международного имиджа НИУ ВШЭ как ведущего исследовательского университета, его конкурентоспособности, обмену опытом и знаниями, приобретению сотрудниками и студентами новых навыков, в том числе работы в международной команде».

Отзыв Уральского федерального университета:
«

«Студенты благодаря обменным программам повышают уровень знания иностранных языков, знакомятся с современными знаниями по изучаемым дисциплинам. Преподаватели получают доступ к современным знаниям и технологиям. Университеты стран ЕС — ​лидеры по целому ряду ключевых направлений современной науки. И благодаря сотрудничеству мы имеем к ним доступ».

Александр Горылев,
руководитель Центра международного образования Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского:
«

«Программа Erasmus внесла огромный вклад в интернационализацию российских университетов. Благодаря участию в ней многие российские университеты установили самые тесные связи с ведущими европейскими вузами. Стали создаваться и реализовываться совместные программы двойных дипломов, которые предусматривают взаимное признание периодов обучения студентов в российских и европейских университетах и получение ими одновременно российского диплома и диплома европейского вуза. В целом программа Erasmus стала эффективным механизмом для модернизации высшего образования в России и внедрения различных инноваций в учебный процесс».