Евросоюз разворачивается лицом к публике

Юбилей Римского договора стал поводом напомнить о ценностях ЕС

photo
Галина Дудина
photo
Павел Тарасенко

В конце марта Европа отметила юбилей — 60 лет с момента подписания Римского договора, установившего принципы функционирования Европейского сообщества. К юбилею выяснилось, что разъяснять эти принципы по-прежнему нужно не только жителям стран-партнеров ЕС, но и самим европейцам. И здесь незаменимой оказывается публичная дипломатия, при помощи которой различными методами Брюссель пытается донести простую мысль: сохранение единства и солидарности «европейской семьи» перед лицом старых и новых угроз выгодно всем — как жителям стран ЕС, так и их соседям.

Возвращение в Рим

«Защита прав человека является персональной ответственностью каждого из нас, — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в День прав человека, 10 декабря 2016 года. — Мы можем черпать вдохновение в деятельности правозащитников, которые стойко противостоят увеличивающемуся давлению и угрозам во многих странах».

Идея создания единой Европы витала в воздухе с 20-х годов XX века. Но всерьез за ее реализацию политики взялись после Второй мировой войны, осознав: еще одну подобную трагедию допустить нельзя. Ключевым этапом начавшихся процессов, которые позднее назовут евроинтеграцией, стало подписание в 1951 году Парижского договора: Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург создали Европейское объединение угля и стали. А следующим шагом стало принятие 25 марта 1957 года Римского договора  — те же страны договорились о создании Европейского экономического сообщества, подразумевавшего ликвидацию всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Соглашение не только позволило окончательно оставить в прошлом обиды времен Второй мировой войны, но и послужило примером для многих других интеграционных объединений мира. Впрочем, до сих пор ни одному из них не удалось выйти на тот уровень, которого достигла за 60 лет Европа.

photo

Лидеры ЕС отпраздновали 60-летие сотрудничества в Риме. Фото: Etienne Ansott / EU

До сих пор Римский договор остается основополагающим документом ЕС. Правда, за прошедшее время он претерпел изменения. Последние из них были внесены Лиссабонским договором — вступившим в силу в 2009 году документом, направленным на углубление интеграции ЕС и оптимизацию работы его органов. При согласовании договора 27 стран (в то время Хорватия еще не входила в Евросоюз) согласились с тем, что страны Европы могут быть конкурентоспособными только сообща, а разногласия между отдельными государствами хоть и будут всегда, но не должны превалировать над общими интересами.

Этот тезис в той или иной форме европейские политики повторяют и сейчас. Особенно много заявлений о необходимости сохранения единства звучало накануне юбилейного саммита Евросоюза, состоявшегося в Риме 25 марта, и в ходе самой встречи на высшем уровне. «Наш союз — это гарантия того, что свобода, достоинство, демократия и независимость являются не только нашими мечтами, но и нашей повседневной реальностью», — заявил в частности председатель Евросовета Дональд Туск. «Европу необходимо изменить, но она не должна быть уничтожена», — вторил ему глава Европарламента Антонио Таяни. А премьер Испании Мариано Рахой убеждал собравшихся: «Евросоюз — лучшее место на Земле, где может родиться человек».

Лейтмотивом саммита стало обсуждение будущего ЕС, или, если конкретнее, разработанных главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером пяти сценариев развития сообщества, изложенных в Белой книге ЕС. Выбор предлагался широкий: «продолжать в том же духе» (пошаговый прогресс в деле евроинтеграции); «ничего, кроме общего рынка» (сохранение единого торгово-экономического пространства при большой автономности в других вопросах); «больше для некоторых» (углубление интеграции между отдельными членами ЕС); «меньше, но эффективнее» (совместная работа по нескольким приоритетным вопросам); «больше — лучше» (значительное усиление интеграции по всем позициям).

«60 лет назад отцы-основатели ЕС решили объединить континент силой закона, а не силой оружия. Мы можем гордиться тем, чего нам удалось достичь за это время. Наш худший день в 2017 году будет все же намного лучше любого дня, проведенного нашими предками на полях сражений», — заявил в предисловии к Белой книге Жан-Клод Юнкер, призвав лидеров стран Евросоюза «определить видение собственного будущего». Сделать это предлагается к декабрю 2017 года, когда на саммите ЕС должны быть приняты первые решения по поводу стратегии развития. Пока же в итоговом заявлении Римского саммита было зафиксировано общее мнение, что Европа «едина и неделима», а ее страны «действуют заодно, но при необходимости с разной интенсивностью и скоростью».

photo

Публичная дипломатия использует для повышения осведомленности о ЕС открытые каналы связи. Фото: Mauro Bottaro / EU

Дипломатично и публично

«Людям моего поколения совершенно очевидно счастье Европы, в которой на протяжении такого долгого времени сохраняется мир. Другой важный результат образования единой Европы в том, что это позволило многим странам — Греции, Испании, Португалии — завершить периоды диктатур. ЕС — это потрясающий инструмент мира и демократии», — заявил незадолго до саммита премьер Италии Паоло Джентилони. Впрочем, сам факт подобных высказываний говорит о том, что есть и те, кто тезис о «потрясающем инструменте» не разделяют. И именно поэтому особое значение приобретает деятельность ЕС в сфере публичной дипломатии.

У этого термина множество определений, но суть их сводится к одному — речь идет о системе различного рода диалогов с зарубежными обществами, а не госорганами других стран. В задачи публичной дипломатии входит и информирование, и отстаивание и защита европейской позиции и интересов. При этом для повышения осведомленности о Евросоюзе используются не традиционные средства дипломатии (когда беседы проводят, например, дипломаты и преимущественно за закрытыми дверями), а открытые, публичные каналы связи: через СМИ, через общение с влиятельными и уважаемыми в своих странах людьми, через интернет, социальные сети, семинары и конференции. Наконец, через привлечение гражданского общества и широких слоев населения — все эти примеры приводятся в том числе в справочнике, выпущенном для представительств ЕС за рубежом в 2012 году.

По словам профессора кафедры дипломатии МГИМО Татьяны Зоновой, «публичная политика в ЕС чрезвычайно развита, ей уделяется много внимания». «Европейцы делают все для того, чтобы влиять на позиции общественности, продвигать интересы, устанавливать диалог с гражданами, институтами, СМИ», — говорит собеседница «Ъ». Она отмечает, что «особенностью публичной дипломатии Евросоюза исторически было то, что она была направлена, прежде всего, на самих участников объединения». «Лидеры ЕС должны были доказать, что ценности Евросоюза, его цели и задачи действительно отвечают интересам стран, которые в него вступили, — рассказывает Татьяна Зонова. — В этом плане проводилась большая разъяснительная работа — например, в каждой стране-члене ЕС действовало информационное представительство, сотрудники которых пытались доказать: Евросоюз — совершенно необходимая организация на современном этапе развития, а объединение куда лучше разобщенности и изоляционизма стран».

В течение последних пяти лет ежегодная программа школы прав человека длилась по пять месяцев. «Мы не ведем учета посещаемости, не ставим оценок, каждый ходит и делает ровно столько, сколько хочет, — отмечает директор Сахаровского центра. — У нас всегда приходит примерно 200 с лишним заявок на участие, и примерно 50–60 человек проходят всю программу школы. Мы не берем денег, не даем никакого документа, никаких бонусов, и такой уровень вовлеченности и мотивации нам представляется очень хорошим».

Вместе с тем эксперты отмечают, что европейская публичная дипломатия изначально была крайне фрагментированной. Она проводилась в жизнь секретариатом Совета ЕС и Еврокомиссией, и взаимодействие между ними не всегда было эффективным. Кроме того, речь по большей части шла об одностороннем влиянии на граждан без эффективной обратной связи.

Важным шагом стала разработка в 2002 году новой стратегии информационно-коммуникационной политики , ключевой целью которой было налаживание эффективного двустороннего взаимодействия с гражданами стран ЕС. Следующим этапом стало принятие в 2005 году разработанного Еврокомиссией Плана действий по улучшению коммуникаций в Европе. В нем говорилось, что «коммуникации — это больше, чем просто информация: речь идет об установлении отношений и начале диалога с европейскими гражданами о том, чтобы внимательно прислушиваться к ним, о соединении людей».

«Имеется в виду не только информирование граждан ЕС институтами Евросоюза, но и выражение людьми своего мнения, для того чтобы Еврокомиссия могла понимать их ощущения и причины озабоченности. Граждане Европы хотят, чтобы их голоса слышали, а их демократическое участие (в политической жизни — „Ъ“) должно иметь прямое отношение к формированию и реализации политики ЕС», — отмечалось в документе. Там было прописано, что Евросоюз должен ориентироваться на решение проблем через каналы, которые граждане той или иной страны ЕС предпочитают, и на языке, который они используют.

В нынешнем же виде принципы, задачи и стратегии публичной дипломатии Евросоюза были сформированы после подписания в 2007 году Лиссабонского договора. В частности, представительства Еврокомиссии в разных странах мира были переформатированы в представительства Евросоюза — что позволило им отныне представлять интересы всего сообщества, стремящегося «говорить одним голосом».

При этом публичная дипломатия постепенно расширяла свои границы. «Чем дальше, тем больше Евросоюз проводит свою публичную дипломатию на международной арене, выходя за рамки ЕС как такового», — говорит Татьяна Зонова, особо отмечая освещение таких тем, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, проблемы устойчивого развития, изменение климата, а также вопросы демократии, свободы, прав человека.

photo

Координация системы европейской публичной дипломатии возложена на Европейскую службу внешних связей (на фото — глава службы Федерика Могерини), но основная работа идет в представительствах ЕС по всему миру. Фото: Francois Walschaerts / EU

Сегодня координация системы европейской публичной дипломатии возложена на Европейскую службу внешних связей. Сотрудники департамента распространяют информацию о публичных выступлениях и заявлениях главы внешнеполитической службы Федерики Могерини, организуют мероприятия и готовят визиты в Брюссель, а также координируют деятельность различных структур ЕС с точки зрения публичной дипломатии — в том числе и в интернет-пространстве . Однако основная работа по претворению в жизнь публичной дипломатии Евросоюза ложится именно на представительства ЕС — аккредитованные почти в 160 странах по всему миру.

Коммуникации по-соседски

Представительство Евросоюза в России проводит целый ряд мероприятий и реализует множество проектов, которые можно считать частью стратегии в сфере публичной дипломатии. Это и поддержка НКО, и организация выставок, и проведение фестивалей разного рода, и установление связей между учебными заведениями (подробнее см. в других материалах совместного проекта Представительства ЕС и газеты «Коммерсантъ» «Окно в Европу»).

Кто и как занимается публичной дипломатией

Именно делегации ЕС «на местах» должны адаптировать глобальную стратегию ЕС в области коммуникации и публичной дипломатии к той или иной стране и региону. Им приходится определять целевую аудиторию, ключевые приоритеты и идеи, которые необходимо донести, а также разрабатывать конкретные планы мероприятий, учитывая при этом информационный фон и в стране пребывания, и в странах Евросоюза. При этом выпущенный в 2012 году «справочник» лишь в общих чертах задает направления работы: контакты со СМИ, взаимодействие с посольствами стран-участниц, сотрудничество с академическими и культурными кругами, а также международными организациями.

Каналы коммуникации при этом — исключительно публичные. Прежде всего, речь идет о работе с прессой. Кроме того, активно используются современные технологии и рост интереса к мобильным платформам. Так, представительства ЕС в разных странах, агентства и специальные миссии Евросоюза сегодня представлены страницами в Facebook, Twitter, Flickr, Instagram, Vimeo, YouTube, Storify, Vk, а также китайских Sina Wibo и Tencent Weibo. Например, у представительства ЕС в России есть свои страницы в Facebook, Twitter и Flickr.

Евросоюз также ведет в интернете целый ряд спецпроектов, направленных на повышение осведомленности граждан разных стран о Европе. Так, портал «Соседи ЕС» был создан в рамках программы «Открытое соседство» (действует с ноября 2015 года) и призван информировать о сути подхода Европейского союза к соседним странам. А, например, сайт Open Media Hub призван поддерживать создание качественного журналистского контента и обмен опытом между медиапрофессионалами в регионе Европейского соседства. Ключевым же порталом, предоставляющим наиболее подробную информацию о ЕС и всех аспектах его деятельности, остается официальный сайт — Europa.eu.

С начала кризиса в отношениях между Россией и ЕС особое внимание Брюссель уделяет контактам с восточными соседями. В марте 2015 года при Европейской службе внешних связей решением Европейского совета была создана Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force). В ее задачи входит «разъяснение и распространение информации о политике ЕС в странах, расположенных в регионе Восточного соседства, то есть в странах Восточного партнерства, и за его пределами», а также «противодействия продолжающейся кампании по дезинформации со стороны России». В качестве целевой аудитории заявлены «все, кто интересуются политикой ЕС: широкая общественность, гражданское общество, лидеры общественного мнения, СМИ, бизнес, научное сообщество и молодежь». Сотрудники оперативной рабочей группы не только обновляют русскоязычную новостную страницу , но и выпускают еженедельный бюллетень «Обзор дезинформации» (подписаться можно здесь) и ведут аккаунты в Twitter, Facebook.

Наконец, незаменимым способом сближения между гражданами Евросоюза и других стран остается личное знакомство — именно личные контакты дают шанс установить атмосферу доверия и открытости. Для этого Евросоюз ежегодно оказывает организационную и финансовую поддержку сотням индивидуальных и групповых поездок для знакомства с работой европейских институтов и организаций. Как, например, работающая с 1974 года программа European Union Visitors Programme, в рамках которой молодые профессионалы из более чем 70 стран приглашаются посетить Брюссель и встретиться с представителями Европарламента, Еврокомиссии и других структур Европейского союза. Каждый год в программе принимают участие и россияне. Так, в 2017 году в недельные поездки в Брюссель отправятся четверо участников из России, а два десятка «выпускников» программы в марте были приглашены на совместный семинар в Москве, организованный Представительством ЕС.

«Помимо встреч, организованных в Брюсселе, для меня был важен сам опыт недельной „жизни“ в европейском городе», — вспоминает свою поездку петербуржец Анатолий Аграфенин. «Я участвовала в программе EUVP в 2014 году. Пришла к выводу, что представители разных стран вполне могут наладить эффективный диалог! — признается журналист Анна Матюхина из Екатеринбурга. — Но это возможно лишь при условии взаимного уважения».

photo

Юбилей «единой Европы» стал еще одним поводом для дискуссий о будущем объединения. Фото: Francois Walschaerts / EU

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Штефан Майстер,
Руководитель программы по Восточной Европе, России и Центральной Азии Центра Роберта Боша, Германский совет по международным делам (DGAP); эксперт клуба «Валдай»:
«

Публичной политикой занимаются представительства ЕС — они продвигают образ Евросоюза в мире и собирают информацию о ситуации в стране пребывания. Схожими вещами, но в интересах своих стран, занимаются и посольства государств-членов ЕС. Речь идет о работе со СМИ и представителями научного сообщества, организации мероприятий в сфере культуры, сотрудничестве с парламентариями и НКО.

Не сказал бы, что Евросоюз всегда был успешен в своем продвижении. Он делает много в сферах культуры, молодежной политики, работы с гражданским обществом, но часто эта деятельность не очень заметна. Всегда чувствовалось недостаточное продвижение финансируемых ЕС проектов и отсутствие координации с посольствами государств-членов .

Это касается и России. Она крайне важна для ЕС и поэтому всегда находилась в его фокусе. Представители Евросоюза постоянно стремились присутствовать в российских регионах, много сотрудничали с университетами, учреждениями культуры, региональными и местными администрациями. В последние пару лет сложнее работать с социальными и политическими организациями — из-за новых ограничений, введенных российским правительством. Тем не менее, запускаются новые программы, способствующие продвижению Евросоюза и разъяснению его сути — через СМИ, а также мероприятия, проводимые совместно с университетами, исследовательскими институтами и организациями социальной направленности.