На защите права

Как Евросоюз помогает российским НКО

photo
Валерия Мишина

Одна из основных задач в области защиты прав человека, которая поставлена в Глобальной стратегии Евросоюза по внешней политике и безопасности, — содействие деятельности правозащитников. В России при поддержке ЕС реализуются проекты в области защиты прав человека, которые предполагают общественную дискуссию, неформальное образование и продвижение соответствующей проблематики силами искусства. Кроме того, при содействии Евросоюза российские правозащитные организации оказывают помощь гражданам в защите их прав — в том числе людям, обратившимся в Европейский суд по правам человека. Опрошенные «Ъ» представители российского правозащитного сообщества признают: их организациям «сейчас трудно найти независимые источники финансирования кроме европейских фондов, прежде всего грантов Еврокомиссии».

«Защита прав человека является персональной ответственностью каждого из нас, — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в День прав человека, 10 декабря 2016 года. — Мы можем черпать вдохновение в деятельности правозащитников, которые стойко противостоят увеличивающемуся давлению и угрозам во многих странах».

Говоря о планах на 2017 год, госпожа Могерини тогда подчеркнула, что Брюссель будет следовать Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности, которая была представлена в июне 2016 года. «В ней мы взяли на себя обязательство содействовать соблюдению прав человека как внутри ЕС, так и за его пределами», — напомнила она.

При этом еще в 1994 году по инициативе Европарламента был создан Европейский инструмент содействия демократии и правам человека. Речь идет о финансовой поддержке проектов в области демократии и прав человека по всему миру. В рамках этой программы ежегодно объявляются конкурсы заявок, направленные, в частности, на оказание помощи правозащитникам, поддержку предотвращения пыток, а также реабилитацию жертв жестокого обращения ( по-моему , читателям непонятно, о чем идет речь). Размер грантов в глобальных конкурсах — от € 150 тыс. до € 2 млн, общий объем составляет около € 150 млн в год. В среднем это позволяет покрыть до 80–90% стоимости всего проекта

В России этот инструмент работает с 1997 года, и за прошедшее время поддержку получили около 400 проектов.

photo

Глава внешне-политической службы ЕС Федерика Могерини. Фото: Jennifer Jacquemart/European Union, 2017

«Мы считаем принципиально важной поддержку свободной общественной дискуссии»

В последние годы общественным организациям в России стало заметно тяжелее работать. Связано это в первую очередь со вступившим в силу в 2012 году так называемым «законом об иностранных агентах», существенно осложнившим получение финансирования из-за рубежа. Тем не менее, Евросоюз поддержку отдельных организаций, занимающихся правозащитной тематикой, не прекратил.

Согласно закону, «иностранными агентами» объявляются российские некоммерческие организации, которые получают средства от иностранных источников и участвуют в политической деятельности. Такие НКО должны быть включены в специальный реестр министерства юстиции РФ, и для них ужесточаются правила отчетности: число необходимых документов увеличивается в несколько раз, значительно возрастает и степень их детализации. С начала действия закона в реестр Минюста были включены около 150 организаций. Около 30 из них из-за возросшей административной и финансовой нагрузки были вынуждены закрыться.

Хотя точного определения политической деятельности в законе нет, отмечается, что научная и культурная деятельность не относится к политической. Однако представители Международной правозащитной организации Amnesty International в конце 2016 года в докладе о применении «закона об иностранных агентах» пришли к следующему выводу: «Он реализуется таким образом, что практически любая НКО, получающая финансирование из-за рубежа, будет, по всей видимости, включена в реестр». По мнению авторов доклада, такое положение дел наносит ущерб правозащитным и природоохранным организациям, которые по роду своей деятельности должны выявлять проблемы в государстве.

В 2014 году среди прочих иностранным агентом была признана Общественная комиссия по сохранению наследия академика Андрея Сахарова. Общественная и просветительская площадка Сахаровский центр , учредителем которого является эта организация, была внесена в реестр Минюста принудительно. Ведомство приняло решение о политическом характере деятельности Сахаровского центра, так как в ходе публичных дискуссий на его площадке «высказывались негативные оценки в отношении принимаемых государственными органами решений».

С 2016 года центр реализует рассчитанный на три года проект, для которого Евросоюз выделил грант на сумму € 340 тыс. «Одно из главных направлений, которое мы считаем принципиально важным, - это поддержка свободной общественной дискуссии по актуальным вопросам, в первую очередь связанной с проблематикой прав человека, демократии и исторической памяти», — объясняет «Ъ» директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.

photo

Директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский. Фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

Алексей Шляпужников,
шеф-редактор медиапроекта «Соль», о реализации поддержанной Еврокомиссией программы:
«

Программа, поддержанная Еврокомиссией в рамках проекта по поддержке правозащитных инициатив, развивается с января 2016 года. Медиапроект СОЛЬ был запущен в марте. За время его работы команда проекта смогла построить уверенное в себе современное сетевое СМИ. Основная тематика — новости, программы и статьи о жизни регионов России. Главная задача, которую ставит перед собой медиапроект, — показать широкой аудитории, что за пределами МКАД существует интересная и полноценная жизнь, новости и аналитические материалы о которой могут быть интересны широкому кругу читателей и слушателей.

В числе основных форматов — текстовые новости на сайте проекта, прямой радиоэфир на сайте, в приложении, записи передач радиоэфира на сайте, в подкаст-сервисах и соцсетях. Значительное количество эфиров и публикаций напрямую касалось правозащитной тематики. Мы рассказывали как о работе самих правозащитников, так и о тех, чьи права они защищают. За год партнерами и друзьями проекта стали более 40 региональных изданий: они делятся с нами новостями, участвуют в наших эфирах, подсказывают интересные темы. Мы в свою очередь помогаем привлечь к их публикациям внимание экспертов федерального и международного уровня, делимся контентом и опытом.

В рамках гранта центр работает по трем направлениям: общественная дискуссия, неформальное образование, продвижение проблематики исторической памяти и прав человека силами искусства. «У нас проходят лекции и обсуждения с экспертами, есть большая программа, которую мы разрабатываем совместно с Вольным историческим обществом, — перечисляет господин Лукашевский. — В этом году основная тема — столетие русских революций, февральской и октябрьской».

При Сахаровском центре на протяжении семи лет действует Московская открытая школа прав человека. «Мы ориентируемся в первую очередь на молодых людей, хотя может присоединиться любой желающий, — объясняет Сергей Лукашевский. — Здесь можно узнать, как устроено современное право в области защиты прав человека на национальном и международном уровнях, как работают правозащитники, как можно принять участие в реальной правозащитной деятельности».

Участники проекта снимают видеоролики на тему защиты прав человека, участвуют в программах гражданского контроля. «Например, есть такое традиционное мероприятие — проверка наличия жетонов у полицейских на улице, — рассказывает господин Лукашевский. — У каждого полицейского должен быть нагрудный жетон, на котором обозначен его индивидуальный номер: по требованию любого гражданина он обязан представиться и продемонстрировать наличие жетона. Это важный опыт — человек выступает по отношению к сотруднику правоохранительных органов не как проситель, а как гражданин, который имеет право на определенную открытость со стороны представителей власти и силовых структур».

В течение последних пяти лет ежегодная программа школы прав человека длилась по пять месяцев. «Мы не ведем учета посещаемости, не ставим оценок, каждый ходит и делает ровно столько, сколько хочет, — отмечает директор Сахаровского центра. — У нас всегда приходит примерно 200 с лишним заявок на участие, и примерно 50–60 человек проходят всю программу школы. Мы не берем денег, не даем никакого документа, никаких бонусов, и такой уровень вовлеченности и мотивации нам представляется очень хорошим».

В рамках проекта по продвижению исторической памяти и прав человека силами искусства Сахаровский центр сотрудничает с представителями движения документального театра. «Это позволяет работать с историческими документами или с конкретными материалами, посвященными проблематике прав человека, — сообщил „Ъ“ глава центра. — У нас действует программа „Театральная лаборатория „Археология памяти““, в прошлом году она была посвящена теме коллективизации».

Несколько авторов написали пьесы на эту тему, одна из них, за авторством драматурга Марины Крапивиной, была поставлена. Пьеса основана на дневнике крестьянина Полтавской губернии Нестора Белоуса. «Это такая типичная микроистория, в которой очень много бытовых записей про погоду, чай, урожай, — рассказывает Сергей Лукашевский. — И время от времени туда вкрапляются исторические события: как в Гражданскую войну пришли те или другие, кого они убили, как началось раскулачивание, кого сослали, кто умер от голода». В этом году в рамках проекта планируется работать с темой 1917 года.

Собеседник «Ъ» также отметил, что сотрудничество с Евросоюзом не исчерпывается «исключительно получением денег»: «Европейская комиссия организует тренинги, семинары, на которых встречаются участники грантовых конкурсов. И здесь дело не в том, чтобы познакомиться — мы узнаем, кто чем занимается в данный момент, что дает возможность понять, какие есть точки соприкосновения для сотрудничества и взаимодействия».

«Попробуйте сделать мультфильм о правах человека так, чтобы его можно было использовать в образовании»

Продвижением темы прав человека с помощью искусства занимался в течение трех лет и Гёте-Институт в Москве. В рамках грантовой программы ЕС вместе с партнерами он работал над международным культурно-просветительским проектом HUMRA, целью которого было познакомить молодых людей с этим направлением при помощи анимации. Известный мультипликатор Хихус работал над художественным и образовательным анимационными сериалами, а параллельно снимались любительские мультфильмы под руководством профессиональных художников. В сериале «ХУМРА. Легенда о правах человеков» рассказывается о том, как житель далекой планеты Хумра, попавший под репрессивную машину государства, сделал все возможное, чтобы вернуть жителям планеты их права. А в каждой из серий образовательного сериала «ХУМРА. Истории о правах человека» объясняются основные аспекты правозащитной тематики.

Партнерами и участниками проекта HUMRA, который завершился в январе 2017 года, выступили граждане не только России, но и Республики Беларусь, Украины и Грузии. Как сообщили «Ъ» организаторы проекта, 3,4 тыс. школьников и студентов посетили более 190 занятий по теме прав человека, на которых объяснять основы правозащитной тематики помогала анимация. В 2016 году в рамках проекта HUMRA прошел также конкурс антивоенных роликов «Война — не решение!».

Координатор проекта по Центральному федеральному округу России Александр Друк назвал его «настоящим экспериментом»: «Попробуйте сделать мультфильм о правах человека так, чтобы его можно было еще и использовать в образовании, чтобы он вызывал интерес, эмоции, внимание, вопросы. Это соприкосновение двух миров. С одной стороны — мир прав человека и образования, работы правозащитников, просветителей. С другой — мир анимации, художников, творцов, которые не только видят по-своему , но и показывают это самыми разными способами».

Ася Умарова,
российский художник, об участии в проекте HUMRA:
«

Донесение до общества темы прав человека через совместное создание любительской анимации — очень интересный метод и подход влияния для передачи правовой информации. Благодаря проекту появилось два замечательных любительских анимационных фильма „Стена“ и „Контакт“. Мультфильмы были созданы старшеклассниками из села Пролетарское (Чеченская республика) и студентами города Грозного, где я выступила впервые в качестве режиссера и руководителя анимационной группы. Полученные результаты поразили и подбодрили. Благодаря проекту состоялись показы анимационных фильмов на всероссийских и международных кинофестивалях. И это большая победа, учитывая, что участники мастер-классов никогда в жизни не делали мультфильмы, а многие даже не умели рисовать».