Е вропейские города традиционно занимают высокие строчки в рейтингах качества жизни и экологичности. При этом интеграция зеленых принципов реализуется на самых разных этапах — от утверждения планов и стратегий городского развития до ежедневного управления на уровне муниципалитетов и поддержки экологических инициатив жителей. Основная цель всех технологических и управленческих новшеств — превратить растущие города в удобные для жизни пространства, не разрушающие, а поддерживающие жизнестойкость экосистем и экономно расходующие природные ресурсы. При этом многие городские решения, которые реализуются в странах ЕС, могут быть полезны и для России. Примеры для подражания корреспондент «Ъ» Ангелина Давыдова искала в Хельсинки, Копенгагене, Берлине, Париже и других европейских городах.
Зеленая система
Сама концепция
Города продолжают расти. Сегодня на урбанизированных территориях проживает более половины населения мира. При этом их влияние на окружающую среду
Ключевой фактор
При этом зачастую именно города берут на себя более амбициозные цели в области снижения выбросов парниковых газов или развития возобновляемых источников энергии, чем страны или ЕС в целом. Сейчас уже более 80 городов из ЕС (среди них Копенгаген, Вена, Мюнхен, Мальмё) поставили перед собой цель довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе региона до 100% (к 2025, 2030 или 2040 годам). Ряд других городов реализует пока точечные проекты в стремлении «озеленить» не только производство электричества, но и производство тепла (что особенно актуально для холодных стран). Так, в Стокгольме более чем в половине всех домов для целей отопления используются тепловые насосы. А в пригороде Хельсинки Эспоо готовится к запуску проект городской геотермальной тепло — и электростанции. Власти городов Германии, Австрии, Швеции продолжают поддерживать и строительство энергоавтономных (независимых) или энергопассивных зданий (домов, вырабатывающих электроэнергию выше собственного потребления) — также на основе возобновляемых источников энергии. Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве (Москва) Владимир Сидорович рассказывает: все новые здания, строящиеся в Люксембурге с 2017 года, должны соответствовать стандарту пассивного дома, подобные правила уже введены в ряде федеральных земель Германии — сейчас в Гейдельберге возводится целый район энергопассивных домов, по всей стране появляются поселки с энергоположительным балансом. Поддержка развития ВИЭ на городском уровне также актуальна и для РФ — прежде всего для городов и поселков, расположенных в зонах автономного децентрализованного энергоснабжения, куда регулярно завозятся мазут и дизель, считает директор российского Центра по эффективному использованию энергии (Москва) Игорь Башмаков. По мнению эксперта, внедрение технологий энергосбережения и возобновляемой энергетики даст экологические (в виде снижения выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от сжигания мазута и дизеля), социальные (улучшение здоровья населения), а также экономические эффекты (в виде экономии затрат бюджетов разных уровней на дорогое привозное топливо, а также создание новых рабочих мест).
Все чаще в комплексных планах развития европейских городов появляется и новое словосочетание — «циклическая экономика» (circular economy). Речь идет об экономической модели, предусматривающей возвращение отходов в хозяйственный оборот, их стопроцентную утилизацию или вторичное использование. Пример тому — концепция развития циклической экономики в Большом Париже, поддерживающая меры по переработке бытовых товаров и одежды, а также создание городских систем сбора органических отходов (прежде всего пищевых) — от домохозяйств, супермаркетов, рынков и ресторанов.
Наконец, комплексный подход крайне важен и для транспортного сектора — тут европейские города говорят о переходе к идее управления «городской мобильностью» вместо управления транспортом. Речь идет о создании инфраструктуры, которая обеспечивала бы возможность быстро добраться в городе из точки, А в точку Б для всех категорий населения на фоне минимизации выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Конкретные меры транспортной политики в городах ЕС — ограничение и удорожание использования личного автотранспорта (работающего на бензине или дизеле), поддержка эффективного общественного транспорта, стимулирование велосипедного движения, электромобилей и совместных схем использования автомобилей (каршеринг).
При этом зачастую властям городов приходится идти на заведомо непопулярные меры по ограничению доступа частного транспорта — запрет на использование автомобилей в определенные дни или автомобилей определенных экологических категорий в центре города, удорожание парковок. Иногда подобные решения требуют проведения длительных консультаций с общественными движениями и муниципалитетами или даже референдумов. В Штутгарте, например, сейчас обсуждаются планы полного запрета пользования частным автотранспортом (работающем на бензине или дизеле) на несколько часов — в случае, если уровень загрязнения воздуха достигает критического. В целом, как рассказывают в отделе городского планирования администрации Хельсинки, большинство европейских городов от идеи строительства большего числа многополосных автомагистралей переходит к идее вывода транспорта из города, перевода автотрасс под землю, создания новых бульварных и пешеходных зон.
Деревья — это не только красиво
Говоря о зеленом городском развитии невозможно обойти и тему зеленых городских пространств. В последние десятилетия в европейских городах
можно было наблюдать серьезные изменения в области отношения к природным зонам. Так, теперь озеленение — это не только «красиво» и «благоустроено»,
а каждое конкретное дерево — это не только винтик в инфраструктуре. Все более важным становится учет и подсчет экологических функций деревьев
— например, очистка воздуха, создание плодородного слоя почвы, поддержка биоразнообразия, а также регулирование водного обмена и микроклимата городов.
Конкретный житель конкретного города замечает это на собственном опыте (зачастую забывая теорию, выученную еще в школе).
Так, растения поглощают воду, выпуская ее обратно через испарение, — и это создает охлаждающий эффект, что особенно важно в периоды летней жары.
Это хорошо было бы взять на заметку Москве и другим крупным российским городам, где, по словам руководителя Центра городских исследований «Сколково»
Ксении Мокрушиной, практически «отсутствует урбанистическая ценность деревьев». «Деревья несут важную экологическую функцию: очистка воздуха,
дренаж, рекреация
Мало того, теперь экологические экономисты в ЕС даже пытаются перевести деревья в деньги не в буквальном смысле этого слова — они проводят эксперименты по экономическому подсчету тех «экосистемных» услуг, которые деревья «оказывают» городу и его жителям, то есть пытаются вычислить стоимость работы зеленых зон — по очистке воздуха, улучшения состояния почв, создания приятного для горожан климата — в денежном выражении. Подобные расчеты могут пригодиться, например, в ситуации, когда возникает конфликт (также крайне знакомый жителям большинства российских городов) между планами администрации и(или) застройщика вырубить парк (лес, лесопарковую зону, зеленые насаждения) с целью нового строительства. Предполагается, что подобные расчеты смогут помочь сопоставить потенциальные выгоды города (и его жителей), с одной стороны, от строительства нового квартала (или объекта инфраструктуры), а с другой стороны, от сохранения парка или леса в его первозданном виде (в том числе его пользы для здоровья жителей). Существенно поменялись в городах ЕС и принципы управления городским зеленым хозяйством — идея «благоустройства» переродилась в идею «новой естественности». Высадка новых деревьев и растений — это хорошо, но важно, чтобы они были многолетними, происходили из местных широт, были представлены во всем разнообразии (и перемешаны), а также жили долго и счастливо.
В этом смысле основной функцией озеленения становится не постоянное обновление зеленых насаждений и привоз новой земли
(вместо высохшей или выдохшейся старой), а укрепление жизнестойкости (resilience) городских экосистем.
Задача — чтобы зеленые насаждения успешно выживали на протяжении многих лет, вода в городе очищалась без разрушения речных экосистем и
биоразнообразия (в почвах поддерживался естественный механизм почвовосстановления (если этого не происходит, то в городах резко
повышается количество пыли — хорошая знакомая проблема для многих российских городов). Взаимовыгодный характер подобных мер
интересным образом иллюстрирует история с появлением моды на городские ульи в целом ряде европейских городов. Мотивация местных властей
в поддержке городских пасечников в том, что пчелы (как естественные опылители) повышают биоразнообразие городской флоры. С другой стороны,
как рассказывают в фирме Beeopic, управляющей ульями на крыше собора Парижской Богоматери (и в других общественных пространствах в Париже),
сейчас в городе пчелам легче найти пропитание (
«Низовые» экологические инициативы
Впрочем, неправильно говорить о том, что основные идеи для экологического развития городов генерируют и реализуют городские власти. Общественные организации, экологические активисты, местные инициативные группы регулярно выступают с зелеными или социально справедливыми идеями, реализуя их самостоятельно или при поддержке местной администрации.
Примеры тому — растущее число «общественных садов», или огородов (скажем, Prinzessinengarten в Берлине или Jardin Nomade в Париже), где жители прилегающих районов имеют возможность ухаживать за собственными грядками, а дети — знакомиться с жизнью растений, изучая основы ботаники. Как рассказывают создатели парижского сада, он также играют роль не только своеобразного городского огорода, или образовательной грядки, но и помогает жителям района познакомиться друг с другом, создает по сути общинный центр, где могут общаться люди разных возрастов. Тема городских садоводств становится крайне актуальной и для российских городов — один из примеров тому ферма «Энди Полынь» , расположенная в
Еще одно направление городских активистов в европейских городах — различные инициативы в области sharing economy, экономики совместного потребления. Сюда входят и барахолки, где можно бесплатно (или за небольшую плату) обменяться одеждой, и «банки еды» или другие инициативы в области фудшеринга и
Городские инициативы жителей ЕС идут и намного дальше — в том числе в сферу капитального и инфраструктурного строительства, где,
казалось бы, не место
Напомним, что в начале года в России также была разрешена микрогенерация на основе возобновляемых источников энергии для жителей отдельных домов,
коттеджей и дач — теперь у нас также можно поставить ветряк, солнечную панель или биогазовую установку во дворе, обеспечивать себя и продавать
излишки в сеть. Как именно будет работать механизм, а также можно ли будет получить
Ответы на климатические угрозы
Изменение климата — глобальная угроза, его последствия уже ощущаются по всему миру, и ЕС тут не исключение. При этом, как говорят исследователи, готовится нам надо к худшему — росту опасных природных явлений, волнам жары и холода, засухам и наводнениям. Города Европы также начали задумываться об адаптационных мерах — тут пионерами стали страны Северной и Центральной Европы: первой в ЕС стратегию адаптации к изменению климата приняла Финляндия (в 2005 году), за ней последовали муниципальные стратегии Хельсинки, Турку и Тампере. В 2008 году была утверждена и Датская национальная стратегия адаптации, а в 2011 году — план действий по адаптации к изменению климата для Копенгагена. В последние годы планы адаптации к климатическим рискам разработали почти все страны и крупные города ЕС.
Как же можно приспособиться к изменению климата в условиях глобальной разбалансировки климатической системы? Ключевые подходы тут — защищать то, что есть (людей, жилую, транспортную и энергоинфраструктуру, берега и землю), а также включать фактор климата в любое городское планирование. Например, климатическое законодательство Дании предусматривает запрет на строительство в
Если города Северной Европы в основном делают упор на защиту от штормов и наводнений, то для городов Центральной и Южной Европы основной проблемой становится летняя жара, а также качество воздуха. Климатический план для Штутгарта предлагает ряд мер для улучшения состояния воздуха в городе — в частности, предписывается не застраивать вентиляционные коридоры, позволяющие свежему воздуху с окружающих город холмов продувать город. Городские власти также поддерживают появление «зеленых» крыш и стен (путем введения требований к новому строительству и субсидий для застройщиков и собственников зданий) — сейчас город считается одним из лидеров ЕС в области числа «зеленых» крыш (более 60% территории города и крыш зданий покрыто зелеными насаждениями).
Опыт создания и реализации стратегий адаптации к изменению климата для европейских городов крайне важен и для России. В конце августа на Климатическом форуме городов, проходившем в Москве, был представлен предварительный вариант стратегии подсчета климатических рисков и адаптации к изменению климата и для российской столицы. Разработку аналогичных планов ведут еще несколько российских регионов, в том числе
Основная цель всех вышеперечисленных мер — сделать европейские города более удобными, чистыми и безопасными для жизни и здоровья их жителей. «В условиях роста и развития города нам важно продолжать оставаться городом на человеческом уровне. Городом, где у людей есть доступ к воде и паркам. Городом, где люди знают экологическую ситуацию в каждом районе и понимают, что должны сделать в этой ситуации власти и что могут предложить и сделать они сами», — говорят в отделе городского развития администрации Копенгагена. Многие российские города также находятся в стадии преобразований — активного роста территорий и населения, нового жилого строительства, увеличения числа городских и экологических инициатив, и тут европейский опыт может оказаться крайне востребованным.