Е вропейские города традиционно занимают высокие строчки в рейтингах качества жизни и экологичности. При этом интеграция зеленых принципов реализуется на самых разных этапах — от утверждения планов и стратегий городского развития до ежедневного управления на уровне муниципалитетов и поддержки экологических инициатив жителей. Основная цель всех технологических и управленческих новшеств — превратить растущие города в удобные для жизни пространства, не разрушающие, а поддерживающие жизнестойкость экосистем и экономно расходующие природные ресурсы. При этом многие городские решения, которые реализуются в странах ЕС, могут быть полезны и для России. Примеры для подражания корреспондент «Ъ» Ангелина Давыдова искала в Хельсинки, Копенгагене, Берлине, Париже и других европейских городах.
Зеленая система
Сама концепция
Города продолжают расти. Сегодня на урбанизированных территориях проживает более половины населения мира. При этом их влияние на окружающую среду
![photo](Img/eighteen/article-image-1.jpg)
Ключевой фактор
При этом зачастую именно города берут на себя более амбициозные цели в области снижения выбросов парниковых газов или развития возобновляемых источников энергии, чем страны или ЕС в целом. Сейчас уже более 80 городов из ЕС (среди них Копенгаген, Вена, Мюнхен, Мальмё) поставили перед собой цель довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе региона до 100% (к 2025, 2030 или 2040 годам). Ряд других городов реализует пока точечные проекты в стремлении «озеленить» не только производство электричества, но и производство тепла (что особенно актуально для холодных стран). Так, в Стокгольме более чем в половине всех домов для целей отопления используются тепловые насосы. А в пригороде Хельсинки Эспоо готовится к запуску проект городской геотермальной тепло — и электростанции. Власти городов Германии, Австрии, Швеции продолжают поддерживать и строительство энергоавтономных (независимых) или энергопассивных зданий (домов, вырабатывающих электроэнергию выше собственного потребления) — также на основе возобновляемых источников энергии. Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве (Москва) Владимир Сидорович рассказывает: все новые здания, строящиеся в Люксембурге с 2017 года, должны соответствовать стандарту пассивного дома, подобные правила уже введены в ряде федеральных земель Германии — сейчас в Гейдельберге возводится целый район энергопассивных домов, по всей стране появляются поселки с энергоположительным балансом. Поддержка развития ВИЭ на городском уровне также актуальна и для РФ — прежде всего для городов и поселков, расположенных в зонах автономного децентрализованного энергоснабжения, куда регулярно завозятся мазут и дизель, считает директор российского Центра по эффективному использованию энергии (Москва) Игорь Башмаков. По мнению эксперта, внедрение технологий энергосбережения и возобновляемой энергетики даст экологические (в виде снижения выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от сжигания мазута и дизеля), социальные (улучшение здоровья населения), а также экономические эффекты (в виде экономии затрат бюджетов разных уровней на дорогое привозное топливо, а также создание новых рабочих мест).
![photo](Img/eighteen/article-image-2.jpg)
Все чаще в комплексных планах развития европейских городов появляется и новое словосочетание — «циклическая экономика» (circular economy). Речь идет об экономической модели, предусматривающей возвращение отходов в хозяйственный оборот, их стопроцентную утилизацию или вторичное использование. Пример тому — концепция развития циклической экономики в Большом Париже, поддерживающая меры по переработке бытовых товаров и одежды, а также создание городских систем сбора органических отходов (прежде всего пищевых) — от домохозяйств, супермаркетов, рынков и ресторанов.
Наконец, комплексный подход крайне важен и для транспортного сектора — тут европейские города говорят о переходе к идее управления «городской мобильностью» вместо управления транспортом. Речь идет о создании инфраструктуры, которая обеспечивала бы возможность быстро добраться в городе из точки, А в точку Б для всех категорий населения на фоне минимизации выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Конкретные меры транспортной политики в городах ЕС — ограничение и удорожание использования личного автотранспорта (работающего на бензине или дизеле), поддержка эффективного общественного транспорта, стимулирование велосипедного движения, электромобилей и совместных схем использования автомобилей (каршеринг).
При этом зачастую властям городов приходится идти на заведомо непопулярные меры по ограничению доступа частного транспорта — запрет на использование автомобилей в определенные дни или автомобилей определенных экологических категорий в центре города, удорожание парковок. Иногда подобные решения требуют проведения длительных консультаций с общественными движениями и муниципалитетами или даже референдумов. В Штутгарте, например, сейчас обсуждаются планы полного запрета пользования частным автотранспортом (работающем на бензине или дизеле) на несколько часов — в случае, если уровень загрязнения воздуха достигает критического. В целом, как рассказывают в отделе городского планирования администрации Хельсинки, большинство европейских городов от идеи строительства большего числа многополосных автомагистралей переходит к идее вывода транспорта из города, перевода автотрасс под землю, создания новых бульварных и пешеходных зон.
![photo](Img/eighteen/article-image-3.jpg)
Деревья — это не только красиво
Говоря о зеленом городском развитии невозможно обойти и тему зеленых городских пространств. В последние десятилетия в европейских городах
можно было наблюдать серьезные изменения в области отношения к природным зонам. Так, теперь озеленение — это не только «красиво» и «благоустроено»,
а каждое конкретное дерево — это не только винтик в инфраструктуре. Все более важным становится учет и подсчет экологических функций деревьев
— например, очистка воздуха, создание плодородного слоя почвы, поддержка биоразнообразия, а также регулирование водного обмена и микроклимата городов.
Конкретный житель конкретного города замечает это на собственном опыте (зачастую забывая теорию, выученную еще в школе).
Так, растения поглощают воду, выпуская ее обратно через испарение, — и это создает охлаждающий эффект, что особенно важно в периоды летней жары.
Это хорошо было бы взять на заметку Москве и другим крупным российским городам, где, по словам руководителя Центра городских исследований «Сколково»
Ксении Мокрушиной, практически «отсутствует урбанистическая ценность деревьев». «Деревья несут важную экологическую функцию: очистка воздуха,
дренаж, рекреация
Мало того, теперь экологические экономисты в ЕС даже пытаются перевести деревья в деньги не в буквальном смысле этого слова — они проводят эксперименты по экономическому подсчету тех «экосистемных» услуг, которые деревья «оказывают» городу и его жителям, то есть пытаются вычислить стоимость работы зеленых зон — по очистке воздуха, улучшения состояния почв, создания приятного для горожан климата — в денежном выражении. Подобные расчеты могут пригодиться, например, в ситуации, когда возникает конфликт (также крайне знакомый жителям большинства российских городов) между планами администрации и(или) застройщика вырубить парк (лес, лесопарковую зону, зеленые насаждения) с целью нового строительства. Предполагается, что подобные расчеты смогут помочь сопоставить потенциальные выгоды города (и его жителей), с одной стороны, от строительства нового квартала (или объекта инфраструктуры), а с другой стороны, от сохранения парка или леса в его первозданном виде (в том числе его пользы для здоровья жителей). Существенно поменялись в городах ЕС и принципы управления городским зеленым хозяйством — идея «благоустройства» переродилась в идею «новой естественности». Высадка новых деревьев и растений — это хорошо, но важно, чтобы они были многолетними, происходили из местных широт, были представлены во всем разнообразии (и перемешаны), а также жили долго и счастливо.
В этом смысле основной функцией озеленения становится не постоянное обновление зеленых насаждений и привоз новой земли
(вместо высохшей или выдохшейся старой), а укрепление жизнестойкости (resilience) городских экосистем.
Задача — чтобы зеленые насаждения успешно выживали на протяжении многих лет, вода в городе очищалась без разрушения речных экосистем и
биоразнообразия (в почвах поддерживался естественный механизм почвовосстановления (если этого не происходит, то в городах резко
повышается количество пыли — хорошая знакомая проблема для многих российских городов). Взаимовыгодный характер подобных мер
интересным образом иллюстрирует история с появлением моды на городские ульи в целом ряде европейских городов. Мотивация местных властей
в поддержке городских пасечников в том, что пчелы (как естественные опылители) повышают биоразнообразие городской флоры. С другой стороны,
как рассказывают в фирме Beeopic, управляющей ульями на крыше собора Парижской Богоматери (и в других общественных пространствах в Париже),
сейчас в городе пчелам легче найти пропитание (
![photo](Img/eighteen/article-image-4.jpg)
«Низовые» экологические инициативы
Впрочем, неправильно говорить о том, что основные идеи для экологического развития городов генерируют и реализуют городские власти. Общественные организации, экологические активисты, местные инициативные группы регулярно выступают с зелеными или социально справедливыми идеями, реализуя их самостоятельно или при поддержке местной администрации.
Примеры тому — растущее число «общественных садов», или огородов (скажем, Prinzessinengarten в Берлине или Jardin Nomade в Париже), где жители прилегающих районов имеют возможность ухаживать за собственными грядками, а дети — знакомиться с жизнью растений, изучая основы ботаники. Как рассказывают создатели парижского сада, он также играют роль не только своеобразного городского огорода, или образовательной грядки, но и помогает жителям района познакомиться друг с другом, создает по сути общинный центр, где могут общаться люди разных возрастов. Тема городских садоводств становится крайне актуальной и для российских городов — один из примеров тому ферма «Энди Полынь» , расположенная в
Еще одно направление городских активистов в европейских городах — различные инициативы в области sharing economy, экономики совместного потребления. Сюда входят и барахолки, где можно бесплатно (или за небольшую плату) обменяться одеждой, и «банки еды» или другие инициативы в области фудшеринга и
Городские инициативы жителей ЕС идут и намного дальше — в том числе в сферу капитального и инфраструктурного строительства, где,
казалось бы, не место
Напомним, что в начале года в России также была разрешена микрогенерация на основе возобновляемых источников энергии для жителей отдельных домов,
коттеджей и дач — теперь у нас также можно поставить ветряк, солнечную панель или биогазовую установку во дворе, обеспечивать себя и продавать
излишки в сеть. Как именно будет работать механизм, а также можно ли будет получить
![photo](Img/eighteen/article-image-5.jpg)
Ответы на климатические угрозы
Изменение климата — глобальная угроза, его последствия уже ощущаются по всему миру, и ЕС тут не исключение. При этом, как говорят исследователи, готовится нам надо к худшему — росту опасных природных явлений, волнам жары и холода, засухам и наводнениям. Города Европы также начали задумываться об адаптационных мерах — тут пионерами стали страны Северной и Центральной Европы: первой в ЕС стратегию адаптации к изменению климата приняла Финляндия (в 2005 году), за ней последовали муниципальные стратегии Хельсинки, Турку и Тампере. В 2008 году была утверждена и Датская национальная стратегия адаптации, а в 2011 году — план действий по адаптации к изменению климата для Копенгагена. В последние годы планы адаптации к климатическим рискам разработали почти все страны и крупные города ЕС.
Как же можно приспособиться к изменению климата в условиях глобальной разбалансировки климатической системы? Ключевые подходы тут — защищать то, что есть (людей, жилую, транспортную и энергоинфраструктуру, берега и землю), а также включать фактор климата в любое городское планирование. Например, климатическое законодательство Дании предусматривает запрет на строительство в
Если города Северной Европы в основном делают упор на защиту от штормов и наводнений, то для городов Центральной и Южной Европы основной проблемой становится летняя жара, а также качество воздуха. Климатический план для Штутгарта предлагает ряд мер для улучшения состояния воздуха в городе — в частности, предписывается не застраивать вентиляционные коридоры, позволяющие свежему воздуху с окружающих город холмов продувать город. Городские власти также поддерживают появление «зеленых» крыш и стен (путем введения требований к новому строительству и субсидий для застройщиков и собственников зданий) — сейчас город считается одним из лидеров ЕС в области числа «зеленых» крыш (более 60% территории города и крыш зданий покрыто зелеными насаждениями).
![photo](Img/eighteen/article-image-6.jpg)
Опыт создания и реализации стратегий адаптации к изменению климата для европейских городов крайне важен и для России. В конце августа на Климатическом форуме городов, проходившем в Москве, был представлен предварительный вариант стратегии подсчета климатических рисков и адаптации к изменению климата и для российской столицы. Разработку аналогичных планов ведут еще несколько российских регионов, в том числе
Основная цель всех вышеперечисленных мер — сделать европейские города более удобными, чистыми и безопасными для жизни и здоровья их жителей. «В условиях роста и развития города нам важно продолжать оставаться городом на человеческом уровне. Городом, где у людей есть доступ к воде и паркам. Городом, где люди знают экологическую ситуацию в каждом районе и понимают, что должны сделать в этой ситуации власти и что могут предложить и сделать они сами», — говорят в отделе городского развития администрации Копенгагена. Многие российские города также находятся в стадии преобразований — активного роста территорий и населения, нового жилого строительства, увеличения числа городских и экологических инициатив, и тут европейский опыт может оказаться крайне востребованным.