Энергетическое сотрудничество многие годы остается одним из важнейших аспектов отношений ЕС и России, а также главной составляющей двусторонней торговли. Эти связи достаточно успешно выдержали ухудшение политических отношений
В последние три года энергетические вопросы (прежде всего обеспечение поставок газа через Украину) стали, возможно, наиболее ярким примером успешного взаимодействия ЕС и России. На фоне резкого ухудшения политических отношений и подчас полярных позиций по некоторым ключевым вопросам переговорщики со стороны ЕС и России смогли обеспечить беспрепятственный транзит российского газа через территорию Украины и поставки для ее собственных нужд. При этом ЕС оказал существенную практическую помощь Украине, выделив несколько миллиардов евро, благодаря которым страна смогла частично рассчитаться с «Газпромом» за поставки газа.
Этот успех объясняется сохраняющейся взаимозависимостью ЕС и России в сфере энергетики. Россия обеспечивает более трети потребностей Европы в импорте энергоресурсов, в том числе 37% в импорте газа, тогда как ЕС для России остается важнейшим покупателем сырья. В то же время эта взаимозависимость, которая особенно остро ощущается в газовой сфере
Сейчас наиболее острый вопрос в энергетических отношениях Евросоюза и России — судьба украинского транзитного маршрута, которая во многом зависит от строительства газопровода Nord Stream 2 из России в Германию. ЕС придерживается мнения, что украинский маршрут в любом случае должен быть сохранен, поскольку это соответствует как целям Энергосоюза по диверсификации маршрутов, так и внешнеполитическим приоритетам ЕС с точки зрения поддержки украинской экономики. Еврокомиссия и ряд стран ЕС считают Nord Stream 2 избыточным газопроводным проектом, который не дает доступа к новым источникам газа и поэтому не соответствует целям Энергосоюза, при этом переброска объемов газа с украинского маршрута на Nord Stream 2 ставит под вопрос выживание первого. Еврокомиссия в настоящее время также ставит под сомнение полное соответствие Nord Stream 2 энергетическому законодательству ЕС, хотя среди
Россия же полагает, что украинский маршрут менее экономически эффективен для «Газпрома», чем Nord Stream 2, и что ЕС не может принуждать «Газпром», который обязан поставлять газ своим потребителям в Европе, делать это именно через Украину. Россия также не считает, что Nord Stream 2 подпадает под европейское регулирование, и на данный момент уклоняется от переговоров с ЕС по поводу возможного отдельного соглашения о правовом статусе газопровода. Таким образом, диалог между ЕС и Россией по поводу украинского транзита, который был столь успешен в 2014–2016 годах, сейчас не ведется.
При этом Еврокомиссия пытается склонить российскую сторону к таким переговорам, воспользовавшись тезисом о неоднозначном правовом статусе Nord
Впрочем, в последнее время спрос на газ в Европе растет — во многом благодаря двукратному снижению цен на газ в результате падения нефтяных котировок. В прошлом году «Газпром» поставил в ЕС 154 млрд кубометров газа — рекордный объем в истории, включая времена СССР, и в этом году рекорд почти наверняка будет побит. Такой рост поставок создает возможность сохранить украинский транзитный маршрут даже после строительства Nord Stream 2. Предметные переговоры по этому вопросу могут начаться уже в следующем году, после того как Стокгольмский арбитраж вынесет решение по спорам между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».
С другой стороны, рост производства сжиженного природного газа (СПГ) в мире, в том числе в США, и наличие в Европе развитой инфраструктуры для его приема дают европейским компаниям альтернативу российскому газу и позволяют им выбирать наиболее конкурентоспособного поставщика. Наличие альтернативы в виде СПГ также должно снизить опасения в ЕС, связанные с возможной чрезмерной зависимостью от российского газа.