Отношения
заряжаются
энергетикой

Почему закупки газа в России не должны пугать Евросоюз

photo
Юрий Барсуков

Фото:
Reuters, AP, DPA/TAAS

Энергетическое сотрудничество многие годы остается одним из важнейших аспектов отношений ЕС и России, а также главной составляющей двусторонней торговли. Эти связи достаточно успешно выдержали ухудшение политических отношений из-за кризиса на Украине. Между Россией и ЕС сохраняются острые разногласия, в основном касающиеся строительства газопровода Nord Stream 2 и сохранения транзита российского газа через Украину. Однако, как уверен обозреватель «Ъ» Юрий Барсуков, для российско-европейских энергетических отношений они все-таки некритичны.

В последние три года энергетические вопросы (прежде всего обеспечение поставок газа через Украину) стали, возможно, наиболее ярким примером успешного взаимодействия ЕС и России. На фоне резкого ухудшения политических отношений и подчас полярных позиций по некоторым ключевым вопросам переговорщики со стороны ЕС и России смогли обеспечить беспрепятственный транзит российского газа через территорию Украины и поставки для ее собственных нужд. При этом ЕС оказал существенную практическую помощь Украине, выделив несколько миллиардов евро, благодаря которым страна смогла частично рассчитаться с «Газпромом» за поставки газа.

photo

Этот успех объясняется сохраняющейся взаимозависимостью ЕС и России в сфере энергетики. Россия обеспечивает более трети потребностей Европы в импорте энергоресурсов, в том числе 37% в импорте газа, тогда как ЕС для России остается важнейшим покупателем сырья. В то же время эта взаимозависимость, которая особенно остро ощущается в газовой сфере из-за особенностей этого товара, на фоне ухудшения политических отношений начинает тяготить обе стороны. ЕС в 2014 году начал проект построения Энергосоюза, среди основных целей которого — диверсификация не только путей, но и источников поставок энергоресурсов, укрепление внутреннего энергетического рынка и снижение цен на энергию за счет большей конкуренции между поставщиками. В России этот проект был воспринят как направленный прежде всего против нее, так как РФ является доминирующим поставщиком на многих рынках в восточной части ЕС, при этом для «Газпрома» реальная диверсификация направлений продаж газа выглядит пока очень далекой целью. ЕС сейчас обеспечивает около 80% выручки «Газпрома» от продаж газа и около 50% общей выручки.

Сейчас наиболее острый вопрос в энергетических отношениях Евросоюза и России — судьба украинского транзитного маршрута, которая во многом зависит от строительства газопровода Nord Stream 2 из России в Германию. ЕС придерживается мнения, что украинский маршрут в любом случае должен быть сохранен, поскольку это соответствует как целям Энергосоюза по диверсификации маршрутов, так и внешнеполитическим приоритетам ЕС с точки зрения поддержки украинской экономики. Еврокомиссия и ряд стран ЕС считают Nord Stream 2 избыточным газопроводным проектом, который не дает доступа к новым источникам газа и поэтому не соответствует целям Энергосоюза, при этом переброска объемов газа с украинского маршрута на Nord Stream 2 ставит под вопрос выживание первого. Еврокомиссия в настоящее время также ставит под сомнение полное соответствие Nord Stream 2 энергетическому законодательству ЕС, хотя среди стран-членов нет единого мнения по этому вопросу.

photo

Россия же полагает, что украинский маршрут менее экономически эффективен для «Газпрома», чем Nord Stream 2, и что ЕС не может принуждать «Газпром», который обязан поставлять газ своим потребителям в Европе, делать это именно через Украину. Россия также не считает, что Nord Stream 2 подпадает под европейское регулирование, и на данный момент уклоняется от переговоров с ЕС по поводу возможного отдельного соглашения о правовом статусе газопровода. Таким образом, диалог между ЕС и Россией по поводу украинского транзита, который был столь успешен в 2014–2016 годах, сейчас не ведется.

При этом Еврокомиссия пытается склонить российскую сторону к таким переговорам, воспользовавшись тезисом о неоднозначном правовом статусе Nord Stream-2. Весной Брюссель запросил у Совета ЕС мандат на проведение переговоров с Россией по проекту, однако юридическая служба совета пришла к выводу, что в нынешнем виде европейское энергетическое законодательство не распространяется на Nord Stream-2, что лишало переговоры смысла. Тогда в начале ноября Еврокомиссия предложила проект поправок к третьей газовой директиве от 2009 года, согласно которому регулирование ЕС распространяется на этот газопровод (а также на все существующие морские газопроводы из стран вне ЕС, однако для действующих проектов разрешено делать исключения). Поправки должен одобрить в том числе Совет ЕС, и их рассмотрение в совете может обострить противоречия между странами-членами, поскольку новое регулирование прямо затронет вопросы снабжения газом Германии, Испании, Италии, Бельгии, Франции и Великобритании (последняя, впрочем, покидает ЕС) — все эти государства напрямую связаны морскими газопроводами со странами за пределами ЕС. Если тем не менее поправки пройдут и станут законом, «Газпром» будет вынужден обсуждать с Еврокомиссией практическое применение новых норм либо же должен будет оспорить их в суде.

photo

Впрочем, в последнее время спрос на газ в Европе растет — во многом благодаря двукратному снижению цен на газ в результате падения нефтяных котировок. В прошлом году «Газпром» поставил в ЕС 154 млрд кубометров газа — рекордный объем в истории, включая времена СССР, и в этом году рекорд почти наверняка будет побит. Такой рост поставок создает возможность сохранить украинский транзитный маршрут даже после строительства Nord Stream 2. Предметные переговоры по этому вопросу могут начаться уже в следующем году, после того как Стокгольмский арбитраж вынесет решение по спорам между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».

С другой стороны, рост производства сжиженного природного газа (СПГ) в мире, в том числе в США, и наличие в Европе развитой инфраструктуры для его приема дают европейским компаниям альтернативу российскому газу и позволяют им выбирать наиболее конкурентоспособного поставщика. Наличие альтернативы в виде СПГ также должно снизить опасения в ЕС, связанные с возможной чрезмерной зависимостью от российского газа.