Деятельность представительства ЕС в России не ограничивается поддержанием официальных контактов с властями и чиновниками: важная часть работы — диалог с обществом, включая молодое поколение. Одной из площадок для такого рода общения стал проект «Европейские школы», который реализуется представительством уже 20 лет. Как устроен этот формат взаимодействия с российскими студентами, выяснял корреспондент «Ъ» Александр Быковский. Он побывал на Еврошколе, прошедшей в конце июня в Тюмени. «Фото: Дмитрий Ткачук / Коммерсантъ»
Знакомство с ЕС
«Это просто
Как правило, на Еврошколы приглашают молодых людей, которые владеют английским языком (поскольку большинство лекций и обсуждений проводится на нем) и интересуются европейской и в целом международной тематикой. Причем от них не требуются исключительно глубокие знания. Напротив, Еврошколы — это площадка для знакомства с ЕС. И хотя большинство студентов академически связано с международными отношениями, в этот раз проект привлек людей совершенно разных специальностей: педагогика, история, инженерия, химия. «Это добавило нашим семинарам
«Проблему пытаются скрывать»
Статистика Совета Европы отражает ситуацию и в других странах, в том числе в РФ, полагают российские эксперты, приглашенные посольством Евросоюза в Москве на обсуждение проблемы
Первые школы были ориентированы на комплексную подготовку академических кадров, но с течением времени они трансформировались в площадки для общения по широкому спектру тем: от культурных связей до торговли энергоносителями. Сейчас в рамках проекта проводится по четыре школы в год. При этом, как отмечают собеседники «Ъ», не всегда мероприятия проходят гладко — в некоторых регионах организаторы сталкиваются с явным противодействием.
«Куда идешь, Европа?»
Лейтмотивом обсуждений на Еврошколах всегда оставалось настоящее и будущее европейского интеграционного проекта. «Quo vadis, Europe?» (лат. «Куда идешь, Европа?») — ежегодно спрашивают себя участники семинара в ходе одноименной сессии и размышляют об этом вместе с известными экспертами. В разные годы школу посещали бывший председатель Европарламента Энрике Барон Креспо, послы и журналисты из разных стран. В Тюмени перед студентами выступили почетный профессор Университета Эразмуса в Роттердаме Яаап де Цваан и российский эксперт по вопросам интеграции Николай Кавешников.
Одними из самых обсуждаемых тем среди студентов стали внутренние процессы в Европейском союзе — в частности, проблемы миграции и европейской идентичности. Голландский студент в Тюмени Франэ Буразер, в частности, рассказал коллегам, что сам чувствует в первую очередь важность своих хорватских корней и лишь потом — европейского единства. «Мне кажется, структуры ЕС далеки от обычных граждан», — подытожил он.
В Еврошколе нашли нефть
В зависимости от региона организаторы Европейских школ всегда выбирают
В формате круглого стола советник по вопросам энергетики представительства ЕС Хория Нагачевски представил студентам обзор европейской энергетической политики, а также рассказал о создании Энергосоюза ЕС. Николай Кавешников же рассказал о либерализации энергетических рынков и непростых взаимоотношениях между «Газпромом» и Евросоюзом.
Студенты также использовали шанс пообщаться с представителями местных корпораций. Михаэль Домменц, руководитель отдела обучения персонала буровой компании KCA Deutag Drilling, рассказал о взгляде западной компании на российский энергетический рынок. А заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин ТИУ Юрий Ваганов активно включился в дискуссию со студентами о защите коренных народов при нефтедобыче, а также различиях этого процесса в Европе и России.