Евросоюз зовет студентов в школу

Как в Сибири знакомились с европейскими реалиями

photo
Александр Быковский

Деятельность представительства ЕС в России не ограничивается поддержанием официальных контактов с властями и чиновниками: важная часть работы — диалог с обществом, включая молодое поколение. Одной из площадок для такого рода общения стал проект «Европейские школы», который реализуется представительством уже 20 лет. Как устроен этот формат взаимодействия с российскими студентами, выяснял корреспондент «Ъ» Александр Быковский. Он побывал на Еврошколе, прошедшей в конце июня в Тюмени. «Фото: Дмитрий Ткачук / Коммерсантъ»

Знакомство с ЕС

«Это просто какой-то финский курорт!» — восхитился модератор Еврошколы, журналист Константин Эггерт, когда мы приехали в современный центр зимних видов спорта, возведенный под Тюменью посреди тайги. 23—27 июня там прошла очередная Европейская школа, собравшая вместе почти 40 студентов из близлежащих областей, а также дипломатов и экспертов — как из России, так и из Европейского союза.

Как правило, на Еврошколы приглашают молодых людей, которые владеют английским языком (поскольку большинство лекций и обсуждений проводится на нем) и интересуются европейской и в целом международной тематикой. Причем от них не требуются исключительно глубокие знания. Напротив, Еврошколы — это площадка для знакомства с ЕС. И хотя большинство студентов академически связано с международными отношениями, в этот раз проект привлек людей совершенно разных специальностей: педагогика, история, инженерия, химия. «Это добавило нашим семинарам какую-то свежесть, неожиданность», — отметил господин Эггерт. Организаторы также всегда стараются приглашать на мероприятие иностранных студентов, находящихся на учебе в России. Так, в Тюмени россияне изучали реалии ЕС вместе с молодыми людьми из Нидерландов, Франции и других стран.

«Проблему пытаются скрывать»

Статистика Совета Европы отражает ситуацию и в других странах, в том числе в РФ, полагают российские эксперты, приглашенные посольством Евросоюза в Москве на обсуждение проблемы семейно-бытового насилия: ЕС почти 10 лет поддерживает усилия российских некоммерческих организаций, направленные на профилактику насилия в отношении детей и оказание психологической и социальной помощи потерпевшим.

Первые школы были ориентированы на комплексную подготовку академических кадров, но с течением времени они трансформировались в площадки для общения по широкому спектру тем: от культурных связей до торговли энергоносителями. Сейчас в рамках проекта проводится по четыре школы в год. При этом, как отмечают собеседники «Ъ», не всегда мероприятия проходят гладко — в некоторых регионах организаторы сталкиваются с явным противодействием. Где-то студентов и экспертов даже встречали пикетами и слоганами «Готовишь Майдан — поедешь в Магадан». «В Липецке (предыдущая школа в марте 2017 года. — „Ъ“) было ясно, что властям идея проведения школы очень не понравилась. Целый ряд местных партнеров под тем или иным предлогом вышел из проекта. Его удалось реализовать лишь за счет филиала крупного московского вуза федерального значения на территории Липецка, — рассказал „Ъ“ модератор Еврошколы Константин Эггерт. — А, например, в Тюмени местные вузы и местная администрация в лице отдела образования правительства Тюменской области содействовали проекту и приняли нас очень гостеприимно».

photo

«Куда идешь, Европа?»

Лейтмотивом обсуждений на Еврошколах всегда оставалось настоящее и будущее европейского интеграционного проекта. «Quo vadis, Europe?» (лат. «Куда идешь, Европа?») — ежегодно спрашивают себя участники семинара в ходе одноименной сессии и размышляют об этом вместе с известными экспертами. В разные годы школу посещали бывший председатель Европарламента Энрике Барон Креспо, послы и журналисты из разных стран. В Тюмени перед студентами выступили почетный профессор Университета Эразмуса в Роттердаме Яаап де Цваан и российский эксперт по вопросам интеграции Николай Кавешников.

Одними из самых обсуждаемых тем среди студентов стали внутренние процессы в Европейском союзе — в частности, проблемы миграции и европейской идентичности. Голландский студент в Тюмени Франэ Буразер, в частности, рассказал коллегам, что сам чувствует в первую очередь важность своих хорватских корней и лишь потом — европейского единства. «Мне кажется, структуры ЕС далеки от обычных граждан», — подытожил он.

Читайте также

Евросоюз разворачивается лицом к публике

Юбилей Римского договора стал поводом напомнить о ценностях ЕС

В конце марта Европа отметила юбилей — 60 лет с момента подписания Римского договора, установившего принципы функционирования…
Фото: Коммерсантъ

«Если честно, до Еврошколы я думала, что, посетив ее, мне захочется уехать в ЕС, — призналась „Ъ“ студентка института истории и политических наук ТюмГУ Анна Матвеева. — Но тут я поняла, что не бывает идеальных мест, везде есть свои проблемы. И у меня возникло желание использовать европейский взгляд на проблемы и их опыт, чтобы что-то улучшить у нас».

Участники Еврошколы не могли не вспомнить и о продолжающемся кризисе в отношениях России и ЕС, активно задавая вопросы заместителю главы представительства Евросоюза в России Свену-Олову Карлссону. Тот в ответ акцентировал внимание слушателей на том, что для преодоления кризиса доверия между Москвой и Брюсселем «необходимо как-то начать диалог, дать себе шанс восстановить его».

1/5

В Еврошколе нашли нефть

В зависимости от региона организаторы Европейских школ всегда выбирают какую-либо центральную тему семинара. В Тюменской области такой темой стала энергетика. Целый день студенты провели в Тюменском индустриальном университете (ТИУ), изучая российско-европейские энергетические отношения и методы добычи углеводородов. Кроме того, они посетили тренировочный полигон нефтегазового колледжа, где для них запустили буровую вышку и штанговый насос для выкачивания нефти.

В формате круглого стола советник по вопросам энергетики представительства ЕС Хория Нагачевски представил студентам обзор европейской энергетической политики, а также рассказал о создании Энергосоюза ЕС. Николай Кавешников же рассказал о либерализации энергетических рынков и непростых взаимоотношениях между «Газпромом» и Евросоюзом.

Студенты также использовали шанс пообщаться с представителями местных корпораций. Михаэль Домменц, руководитель отдела обучения персонала буровой компании KCA Deutag Drilling, рассказал о взгляде западной компании на российский энергетический рынок. А заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин ТИУ Юрий Ваганов активно включился в дискуссию со студентами о защите коренных народов при нефтедобыче, а также различиях этого процесса в Европе и России.

Читайте также

Дипломиро-ванное сотрудни-чество

Как Россия становится частью европейской системы образования

В 2017 году самая известная и яркая инициатива ЕС в сфере образования Erasmus+ отметит 30 лет со дня своего старта. К юбилейной дате Россия подошла в качестве…
Фото: Коммерсантъ

«У нас есть взаимный интерес»

Помимо традиционных образовательных семинаров Европейские школы включают в себя развлекательные и культурные мероприятия, которые позволяют участникам ближе познакомиться с принимающим городом и взглянуть на тематику мероприятия совершенно с иной стороны. Так, студенты провели велопробег на биатлонной трассе посреди тайги и посоревновались в эрудиции в ходе интеллектуальных игр, и команда «Шенгенские медведи» одержала победу в английской версии игры «Что? Где? Когда?».

Кроме того, в Тюменском драматическом театре студенты смогли посмотреть один из его самых популярных камерных спектаклей «Дневник Анны Франк» (он был создан по мотивам дневников еврейской девочки, которая во время оккупации Нидерландов Германией на протяжении двух лет была вынуждена вместе с семьей прятаться от нацистов в тесной комнате амстердамского убежища). «Разумеется, студенческая аудитория представляет себе, что такое холокост, но спектакль был в общем-то о хороших людях в ужасных обстоятельствах, не настолько сильно привязанный к конкретному времени и месту действия, — рассказал Константин Эггерт.- И то, как глубоко эти молодые люди пережили полуторачасовой спектакль, как расспрашивали потом актеров… На меня это произвело очень сильное впечатление».

Свен-Олов Карлссон же в разговоре с «Ъ» обратил внимание в первую очередь на уровень дискуссий в рамках школы. «Я впечатлен интересом молодых людей и их подготовкой и актуальностью вопросов, которые они задают, — поделился дипломат своими впечатлениями.- Это показатель важности контактов такого рода. Я явно вижу, что у нас есть взаимный интерес». По словам дипломата, важной частью работы представительства Европейского союза в Москве всегда был диалог с обществом, и в этом плане формат Европейских школ сработал особенно хорошо.