С отрудничество между Россией и ЕС в области экологии разворачивается на самых разных уровнях — от двусторонних программ с отдельными странами и региональных программ сотрудничества до развития совместных научных исследований и поддержки локальных природоохранных инициатив. Корреспондент «Ъ» Ангелина Давыдова изучила некоторые проекты, реализуемые при поддержке ЕС в России в год экологии..
Под знаком экологии
От Года Экологии в 2017 году буквально не спастись. О нем рассказывают в поездах РЖД и самолетах Аэрофлота, в детских садах и торговых центрах, в музеях и кинотеатрах (так, традиционные Ночи Музеев во многих городах России в этом году были также посвящены «зеленой» тематике). Федеральные и региональные органы власти, компании, предприятия, организации, школы — все спешат отчитаться о своих природоохранных мероприятиях и достижениях.
Фото: Константин Кокошкин/Коммерсантъ
Формально цели года экологии — привлечение внимания к природоохранным проблемам и улучшение экологической безопасности в стране. На федеральном уровне важнейшей темой года стала реформа природоохранного законодательства — в том числе переход российских предприятий на так называемые принципы наилучших доступных технологий (НДТ), создание новой системы обращения с отходами, улучшение управления национальными парками и заповедниками, дальнейшая реформа водного, лесного и земельного законодательства. На локальном уровне проблематика года экологии зачастую была сведена к экопросветительским мероприятиям, посадкам деревьев и конкурсам детского рисунка.
На этом фоне ряд экологических проблем — прежде всего загрязнение воздуха (предприятиями — в промышленных городах Урала и Сибири и автомобильным транспортом — в крупных
Во многом именно этот посыл — экологические проблемы пока не решаются сами собой, эффект падения промышленного производства
Насколько он окажется действительно результативным, понять можно будет только уже в следующем году. Пока видно, что многие реформы идут медленно, со скрипом, в условиях постоянного сопротивления компаний, настаивающих на снижении объема административной нагрузки, постоянных переносов сроков новых мер госрегулирования, а также на фоне тотального недоверия друг к другу (органов власти — к компаниям, предприятий — к регулирующим органам, населения — как к загрязнителям, так и к властям) и отсутствия серьезных финансовых потоков и инструментов для реального перехода на рельсы зеленого развития.
Тем не менее один плюс года можно выделить уже сейчас — об экологии действительно начали больше говорить и думать. Экологию перестали воспринимать как исключительно заботу о животных и растениях (хотя и это важно), как нечто малозначительное и второстепенное (с лозунгом «Сначала мы заживем хорошо, а потом будет заниматься экологией», под знаменами которого многие природоохранные программы были свернуты или приостановлены на протяжении
С европейской помощью
Год экологии заметно усилил и международное сотрудничество в этом направлении. При этом, если говорить о программах по линии
С одной стороны, заметно активизировались программы двустороннего сотрудничества. Так, в Минприроды рассказывают, что лидером среди стран, с которыми ведомство ведет совместные проекты в области экологии, является Германия. «Встречи на уровне экспертов проходят наиболее активно на протяжении последних лет, в том числе и в год экологии, несмотря на внешнеполитический кризис»,- говорят в
Кроме сотрудничества между странами экологические программы по линии
Большая часть программ приграничного сотрудничества сконцентрирована в
На другом конце страны — амурский филиал «WWF России» при поддержке Евросоюза в рамках проекта «Амурская природоохранная коалиция» реализует программы
Среди конкретных проектов — обучающие семинары для пчеловодов и переработчиков недревесной продукции леса (грибы, ягоды, шишки, травы и так далее) — вместе с Центром лесных наук Каталонии. В регионе также появились экологические
Наконец, как подчеркивают в представительстве Евросоюза в РФ, один из важнейших проектов сотрудничества — гражданский форум
На протяжении года экологии участники экологической рабочей группы форума реализовали целый ряд совместных проектов — среди них, например, сотрудничество в области общественного участия при обсуждении вопросов обращения с радиоактивными отходами (РАО), в рамках которого представители российских экологических организаций, работающих с темой, посетили с ознакомительными визитами Швецию, Финляндию, Германию и Францию, изучив и опубликовав обзор международного опыта, а также запустили совместный сайт «Безопасность РАО» bezrao.ru. Еще один реализованный в 2017 году проект — поддержка Байкальской зеленой школы — семинара по устойчивому развитию для социально ориентированных и экологических инициатив Южной Сибири. На семинаре представители социальных предпринимательских инициатив региона (работают прежде всего в области развития экологического туризма или производства и продажи дикорастущих растений и грибов, а также экологических продуктов питания) учились у немецких коллег проектному менеджменту, различным способам привлечения финансовых средств, развитию коммуникационной стратегии, распространению своей продукции.
Кроме поддержки конкретных экологических проектов и организации образовательных поездок форум также оказывает поддержку преследуемым экологическим активистам и НКО, находящимся под давлением. Напомним, что, по данным Human Rights Watch, к концу 2017 года, за пять лет действия закона «Об иностранных агентах», 29 экологических организаций в РФ были занесены в список агентов. Из них 14 прекратили работу.
Наконец, в рамках другого проекта форума — «Правового диалога» — также работает и секция по экологическому праву, там экологические юристы из РФ и ЕС обмениваются опытом, занимаются совместными исследованиями, публикуют конкретные случаи из практики. Недавние публикации, также вышедшие в год экологии,- анализ работы экологической неправительственной организации Client Earth, специализирующейся на контроле действий правительств стран ЕС в области выполнения своих экологических и климатических обязательств (например, по снижению выбросов парниковых газов и выполнению дальнейших мер климатической политики или по достижению нормативов качества воздуха) или обзор участия представителей гражданского общества в работе Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и борьбы за всемирное природное и культурное наследие.