Через тернии к реформе

Как Евросоюз справляется с миграционным кризисом

Алена Акимова
Алена Акимова

Старый Свет не одно десятилетие был привлекательным пунктом назначения для мигрантов и беженцев. Но 2015 год обернулся для Евросоюза беспрецедентным кризисом: на фоне массового притока желающих получить убежище в европейских странах стало очевидно, что ЕС не хватает скоординированной политики в области миграции. Для решения проблем Еврокомиссия инициировала всеобъемлющую реформу всей миграционной системы, которую планируется завершить к июню 2018 года. Первые плоды новая политика уже принесла.

photo

Закончить за полгода

Пойти на масштабную реформу миграционной политики вынудил миграционный кризис, начавшийся в 2015 году. Тогда пограничные страны-члены ЕС — прежде всего Италия, Греция, Испания, Венгрия — перестали справляться с нахлынувшими потоками выходцев из стран Африки и Ближнего Востока, а другие государства не торопились на помощь своим соседям: ведь, согласно букве Дублинских соглашений, решать проблему беженцев должны те страны, в которые они въехали первыми и где запросили убежище.

Как получить статус беженца в ЕС?

Во-первых , при пересечении границы ЕС граждане третьих стран подают заявку на получение убежища. На время ее рассмотрения их обеспечивают минимальными условиями проживания и питанием. Затем претенденты на статус беженца сдают отпечатки пальцев, на этом этапе определяется страна, ответственная за размещение потенциального беженца. Потом претенденты проходят интервью, по результатам которого определяется, можно ли предоставить им статус беженца. Если запрос одобряется, беженцам предоставляются вид на жительство, доступ к рынку труда и системе здравоохранения. В некоторых случаях человек, получивший статус беженца, может обратиться к властям с тем, чтобы убежище в стране приема получила и его семья — прежде всего супруг или супруга и дети.

Если запрос отклоняется, претендент может подать апелляцию в суде (и при положительном судебном постановлении получить те же права). Если и суд не встанет на сторону истца, то иностранный гражданин возвращается в страну происхождения или транзита.

«Северный маршрут» миграции тогда затронул и Россию: в СМИ распространялись фотографии не только тех, кто стремился попасть в Европу через бурные воды Средиземного моря, но и мигрантов, пересекавших границу с Финляндией и Норвегией (не входит в ЕС) на купленных или арендованных велосипедах. Локальную проблему пересечения границы с РФ тогда удалось решить по итогам серии переговоров между российской и норвежской, а затем российской и финской сторонами, ужесточив погранконтроль и условия въезда для иностранцев. Параллельно Еврокомиссия объявила о подготовке всеобъемлющего комплекса мер.

Ожидается, что масштабная реформа завершится к июню текущего года. Первое запланированное изменение этого года коснется общеевропейской системы предоставления убежища. В результате реформы планируется унифицировать предоставление убежища во всем Евросоюзе. Это означает, что проситель убежища во Франции будет проходить ту же процедуру, что и в Венгрии, и при этом стандарты качества везде будут одинаково высокими. Нововведением нынешнего года должно стать создание Европейского агентства по убежищу для распределения беженцев по странам ЕС.

Другим важным шагом должно стать согласование системы переселения из третьих стран (то есть стран, не входящих в ЕС) из-за гуманитарных причин, например, войны. На данный момент подобные программы уже функционируют с отдельными странами, например, с Ливией. Теперь Брюссель планирует выработать общий подход, подразумевающий выделение как минимум еще 50 тыс. «мест» для беженцев в течение ближайших двух лет. При этом работа будет вестись в сотрудничестве с верховным комиссаром ООН по делам беженцев.

photo

Как работает Дублинская система

Она определяет страну, ответственную за размещение беженца и предоставление ему необходимой помощи, а также устанавливает правила сбора отпечатков пальцев претендентов на убежище. Сегодня все страны ЕС, кроме Дании, подчиняются следующей схеме: ответственность за беженца несет страна, где подана заявка и сданы отпечатки пальцев. Поэтому в 2015 году при резком увеличении числа беженцев больше всего пострадали пограничные Италия и Греция.

Впрочем, прийти к компромиссу, который устроил бы все страны, пока непросто. В частности, в дебатах по вопросу изменения Дублинской системы — правил, определяющих ответственную за защиту беженца страну. С одной стороны, Брюссель предлагает согласовать обязательную систему распределения беженцев между странами ЕС и предлагает правительствам уплачивать «штрафы» в случае, если они не захотят принимать беженцев у себя (таким образом финансируя их пребывание в другой стране). Однако сумма €250 тыс. на человека многих смущают. Поэтому на ближайшие полгода намечены только переговоры по этим изменениям, а не завершение реформы. При этом, учитывая жесткие позиции стран, Брюссель стал предлагать альтернативу — например, применение системы обязательного распределения только в кризисных ситуациях. Поэтому возможно, что Евросоюзу удастся договориться о реформе Дублинской системы — но в иной форме.

Для борьбы с нелегальной миграцией ЕС не только планирует усилить контроль над внешними границами, но и развивать политику возвращений. Планируется, что число отправленных обратно на родину граждан третьих стран, которые попали на территорию ЕС незаконно, увеличится к июню на 50% по сравнению с предыдущим годом.

Не оставлено без внимания и сотрудничество с третьими странами. Особое место здесь занимает Ливия — оттуда прибывает основной поток мигрантов. Евросоюз переселит на свою территорию одну тысячу беженцев, а также поможет вернуться из североафриканской страны на родину 15 тыс. человек. Политика в отношении других государств в основном коснется увеличения финансирования для повышения уровня жизни.

Филиппо Гранди,
верховный комиссар ООН по делам беженцев:
«

Должны ли быть пересмотрены основы нашей работы, включая Конвенцию ООН о статусе беженцев и все связанные с ней глобальные и региональные документы? Совершенно точно нет. Это незыблемый фундамент, и его расшатывание повышает риск, что те, кто нуждается в убежище, не получат его и будут высланы. Но вопрос в том, как реализовывать эти базовые принципы. И в этом смысле мы должны продолжать адаптироваться — как в законодательном, так и в технологическом плане.

«Если судить по количеству мигрантов в 2015-м и прошлом году, то принятые меры показали свою эффективность: показатели снизились в десятки раз,- пояснил „Ъ“ ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.- Угрожающий миграционное цунами удалось остановить. Но решение миграционного кризиса не найдено. Во-первых , еще не согласована единая политика, более того, система распределения квот фактически вызвала раскол между странами. Абсолютно не решена проблема выдворения нелегальных мигрантов, например, во Франции. Миграционный кризис продолжается, хотя численность принимаемых мигрантов и беженцев снизилась».

Как в Европу попадали
нелегальные мигранты в 2016 году?

photo

Первые результаты

Одним из первых шагов ЕС по решению миграционного кризиса стало введение системы квот расселения нелегальных мигрантов, пилотный проект реформы Дублинской системы. В течение двух лет с сентября 2015 года страны ЕС должны были разместить 160 тыс. нелегальных мигрантов, прибывших в Италию и Грецию. Квоты распределялись пропорционально населению государств. Однако Чехия, Польша, Румыния, Словакия и Венгрия дали серьезный отпор этому проекту. Два последних государства обратились в Европейский суд с требованием отменить решение, но в начале этого года оно было отклонено. Впрочем, страны приняли на свои территории только 29 тыс. человек, еще 10 тыс. мигрантов только ожидают транспортировки.

Какие мигранты интересуют ЕС?

Одновременно миграционная политика ЕС направлена не только на приостановление потоков прибывающих иностранных граждан. Так, продолжится привлечение высококвалифицированных специалистов через предоставление голубой карты — вида на жительство и разрешения на работу.

Для борьбы с нелегальной миграцией главным проектом стала новая программа партнерства с третьими странами, реализуемая с июня 2016 года. Она включает в себя спасение людей на Средиземном море, где пролегает основная часть миграционного маршрута; борьбу с контрабандистами, которые организуют нелегальные перевозки; развитие политики возвращений на родину и увеличение инвестиций в страны исхода. В результате чрезвычайный трастовый Фонд ЕС для Африки увеличился до €2,38 млрд, что создаст более 44 тыс. рабочих мест в Эфиопии, Кении и Сомали, а €2,4 млрд были выделены дополнительно Ливану, Иордании и Сирии. Наиболее активная борьба с контрабандистами была проведена в Нигере, Нигерии и Мали, а с Республикой Бангладеш была налажена система возвращений.

photo

Достижением стало соглашение ЕС с Турцией. С весны 2016 года все нелегальные мигранты и беженцы, попадающие на территорию Греции через Турцию, возвращаются в последнюю. При этом действует механизм один к одному. За каждого возвращенного сирийца другой сириец переселяется в ЕС, а на содержание беженцев в Турции Брюссель выделяет средства — на сегодня €3 млрд. В результате поток сократился на 97%.

Контроль внешних границ ЕС также изменился. Еще в конце 2016 года было создано Европейское агентство пограничной и береговой охраны для координированного мониторинга всех пересечений и с подготовкой «группы быстрого реагирования» численностью до 1,5 тыс. человек. Продолжилось тестирование «умных границ» — системы, позволяющей проходить пограничный контроль иностранным гражданам самостоятельно.

Несмотря на неоднозначность первых результатов, в целом миграционные потоки в ЕС снизились. В 2015 году было зафиксировано рекордное количество попыток нелегального пересечения границ — 1,8 млн, а число запросов убежища достигло почти 1,3 млн. При этом добраться до ЕС смогли не все — тогда за год в Средиземном море погибли 3,7 тыс. человек. В следующем году жертвами стали 5 тыс., но, по данным агентства Frontex, число нелегальных мигрантов снизилось до 511 тыс. человек. Убежища в 2016 году запросили на 54 тыс. меньше, то есть 1,2 млн прибывших, и 1,1 млн заявок были удовлетворены. Впрочем, это только начало работы по созданию эффективной миграционной политики Евросоюза.