Объединяющие рубежи

Как Россия и Евросоюз сотрудничают в приграничных регионах

photo
Наталья Корченкова

Несмотря на политику взаимных санкций, приграничное сотрудничество оказалось той сферой взаимодействия, в которой отношения России и Евросоюза не просто не прекращаются, а продолжают стремительно развиваться. В ближайшие годы российские власти вместе с ЕС и правительствами европейских стран готовятся реализовать семь совместных программ, общий фонд которых составит €324,4 млн. Опыт сотрудничества в приграничных регионах доказывает, что Россия и Европа могут эффективно работать вместе в самых разных направлениях — от строительства дорог до совместных театральных постановок на трех языках. В Госдуме готовятся рассмотреть во втором чтении законопроект «Об основах приграничного сотрудничества в РФ».

«Организации проявляют большой интерес к участию в новом периоде»

Точнее всего приграничное сотрудничество России и ЕС описывает парадоксальный слоган одной из совместных программ — United by Borders, то есть «Объединенные границами». Казалось бы, прямое предназначение любых границ — разделять и разъединять. Но здесь именно они становятся объединяющим фактором для целого ряда стран. Совместные проекты, призванные сделать приграничные территории привлекательными для жизни и работы людей по обе стороны границы, продолжают реализовываться вопреки политическим разногласиям Москвы и Брюсселя по другим направлениям.

Сейчас в самом разгаре новый этап приграничного сотрудничества России и Евросоюза — Cross-Border Cooperation Programmes 2014–2020. Как пояснили «Ъ» в представительстве Евросоюза в РФ, сотрудничество нацелено на содействие укреплению контактов между людьми, в том числе через проекты по развитию бизнеса на уровне малых и средних предприятий, инициативы в области защиты окружающей среды, сохранения местного культурно-исторического наследия, развития доступности регионов, совершенствования управления границами и укрепления их безопасности.

С российской стороны в приграничном сотрудничестве участвуют субъекты Северо-Западного федерального округа — Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Архангельская и Калининградская области, а также Ненецкий автономный округ и город Санкт-Петербург. Вместе с семью европейскими странами они объединились в семь программ приграничного сотрудничества: «Коларктик» (Россия-Финляндия-Швеция-Норвегия), «Карелия» (Россия-Финляндия), «Россия-Юго-Восточная Финляндия», «Россия-Эстония», «Россия-Латвия», «Россия-Польша» и «Россия-Литва».

География приграничного сотрудничества
Семь программ на картах и в цифрах
«Коларктик»

Общее финансирование — 63,4 млн евро, в том числе:
ЕС — 24,7 млн евро
Норвегия — 14 млн евро
Швеция + Финляндия — 12,4 млн евро
Россия — 12,4 млн евро
«Карелия»

Общее финансирование — 43 млн евро, в том числе:
ЕС — 21,5 млн евро
Россия — 10,75 млн евро.
Финляндия — 10,75 млн евро
«Россия — Юго-Восточная Финляндия»

Общее финансирование — 72,3 млн евро, в том числе:
ЕС — 36,15 млн евро
Россия — 18 млн евро
Финляндия — 18 млн евро
«Россия — Латвия»

Общее финансирование — 24,8 млн евро, в том числе:
ЕС — 15,9 млн евро
Россия — 7,9 млн евро
Латвия — 0,99 млн евро
«Россия — Эстония»

Общее финансирование — 34,2 млн евро, в том числе:
ЕС — 16,8 млн евро
Россия — 8,4 млн евро
Эстония — 9 млн евро
«Россия — Польша»*

Общее финансирование — 62,5 млн евро, в том числе:
ЕС — 41,6 млн евро
Россия — 20,7 млн евро
* финансовое соглашение еще не подписано
«Россия — Литва» *

Общее финансирование — 25,5 млн евро, в том числе:
ЕС — 17 млн евро
Россия — 8,5 млн евро
* финансовое соглашение еще не подписано
«

Совместные проекты приграничного сотрудничества продолжают реализовываться вопреки политическим разногласиям Москвы и Брюсселя.

Суммарный бюджет нового этапа — €324,4 млн, из которых €173,7 млн — средства Евросоюза, €86,7 млн — российские деньги. Страны ЕС вложили еще €50,1 млн, а не входящая в Евросоюз, но граничащая с Россией Норвегия — €14 млн.

Некоторые новые программы уже завершили первый этап отбора заявок. Например, первые проекты одобрены в программе «Карелия». Как рассказал «Ъ» руководитель офиса программы «Карелия» в Петрозаводске Дмитрий Базегский, российские организации «проявляют большой интерес к участию в новом программном периоде». «Появился такой финансовый инструмент, как микропроекты, — относительно небольшие по объему финансирования (до €50 тыс.) проекты, ориентированные на разработку более крупных проектных инициатив, которые могут быть поддержаны в будущем не только программами приграничного сотрудничества, но и другими финансовыми источниками, например НЕФКО (Северная экологическая финансовая корпорация, международная финансовая организация, созданная в 1990 году странами Северной Европы.- „Ъ“)»,- рассказал он. Уже принято решение поддержать 14 микропроектов, реализация которых начнется в 2018 году. Они направлены на развитие электронной торговли, экологического и этнокультурного туризма, поддержку использования древесины в современных строительных материалах, расширение сети лесных дорог, исследование применения грунтовых вод для использования в качестве питьевой воды в небольших населенных пунктах Карелии.

Итоги первого этапа также подвела программа «Коларктик»: из 40 участников конкурса были отобраны первые 11 проектов, направленные в том числе на изучение географических и биологических угроз, восстановление рек и борьбу с загрязнениями в Арктическом регионе. Также первые отборочные туры завершили программы «Россия—Юго-Восточная Финляндия» и «Россия—Эстония». В начале июня открыла конкурс программа «Россия—Латвия». По программам «Россия—Польша» и «Россия—Литва» пока не подписаны финансовые соглашения, но их планируется подписать до конца этого года.

photo

Совместные проекты призваны сделать приграничные территории привлекательными для жизни и работы людей по обе стороны границы

Шесть лет сотрудничества

Первая крупная совместная инициатива по развитию приграничного сотрудничества России и ЕС стартовала десять лет назад (Cross-Border Cooperation 2007–2013). Тогда страны работали по пяти аналогичным программам: «Карелия», «Коларктик», «Россия-Юго-Восточная Финляндия», а также «Эстония-Латвия-Россия» и «Литва-Польша-Россия» (последние две программы сейчас разделены на четыре двусторонние программы с участием России).

Реализация согласованных на предыдущем этапе проектов завершилась буквально пару лет назад. На них было потрачено €432,5 млн. Из них больше половины составил вклад Евросоюза — €261,8 млн. Россия вложила в общий фонд €103,7 млн, страны-члены ЕС — €52,9 млн. Еще €14 млн на финансирование проектов направила Норвегия. На эти деньги получилось осуществить более 200 проектов, включая крупномасштабные и так называемые «регулярные» проекты.

Крупные проекты, как правило, связаны с совершенствованием инфраструктуры. Они направлены на обустройство приграничной инфраструктуры, развитие транспортной системы, улучшение экологии, в том числе, например, модернизацию очистных сооружений, реставрацию объектов общего культурного наследия.

Один из примеров — реконструкция автодороги в Республике Карелия, ведущей от федеральной трассы Санкт-Петербург-Сортавала-Петрозаводск к пункту пропуска «Сювяоро-Париккала». Проект финансировался из фондов сразу двух программ приграничного сотрудничества — «Карелия» и «Россия-Юго-Восточная Финляндия» — это более €6,7 млн. «28 километров грунтовой дороги превратились в высокоскоростную трассу с асфальтовым покрытием», — рассказывает Дмитрий Базегский. По его словам, это позволило повысить безопасность движения грузов, а пропускная способность уже в первый год после реконструкции увеличилась на 45%. Пока пункт пропуска «Сювяоро-Париккала» работает в упрощенном режиме, но в перспективе может получить международный статус и стать доступным для проезда граждан третьих стран. «Это придаст дополнительный импульс развитию международного туризма в южных районах Карелии»,- говорит Дмитрий Базегский.

Cправка
Как работает программа?

От идеи до воплощения проекты приграничного сотрудничества проходят долгий путь. Сначала между странами-участницами согласуется программа совместных действий, в которой уточняются правила и приоритетные области реализации проектов, а также описывается предварительное содержание крупномасштабных проектов. После согласования на национальном уровне программный документ утверждается Еврокомиссией, и стороны приступают к подготовке финансовых соглашений, которые вступают в силу после подписания всеми сторонами (например, Россия-ЕС-Латвия). Национальные парламенты ратифицируют эти документы. После этого программы объявляют конкурсы на отбор проектов по тематическим группам — например, «улучшение делового климата» или «защита окружающей среды». Подать заявку на проведение проекта могут органы власти разных уровней, некоммерческие и общественные организации. При этом грант может покрывать не более 90% от суммы реализации проекта, а одно из обязательных условий его получения — наличие как минимум одного партнера в каждой из стран-участников программы. Более подробную информацию можно узнать на официальных сайтах программ.

Еще один крупный проект — реставрация Нарвской и Ивангородской крепостей как единого туристического объекта (€6,4 млн). Замок в Нарве был построен датчанами еще в XIII веке, а в XV веке по ту сторону одноименной реки появилась Ивангородская крепость. Сегодня две крепости — главные достопримечательности в пограничных городах. Заместитель главы администрации Ивангорода Татьяна Шарова рассказала «Ъ», что небольшие проекты с Нарвой реализовывались с 2002 года, но программа приграничного сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» позволила «выйти на большие инвестпроекты». «Раньше в Ивангородской крепости не было ни одного „живого“ объекта. Благодаря проекту она была восстановлена, у нее появилась крыша, под которой размещена экспозиция о ее истории, можно проводить мероприятия и выставки. Ивангородцы встретили реконструкцию с большим восторгом», — говорит Татьяна Шарова.

Администрация города планирует продолжать реставрацию крепости в рамках нового этапа приграничного сотрудничества. Продолжить в Ивангороде хотят и строительство прогулочной зоны на набережной: на грант от совместной программы уже удалось реставрировать 119 м променада, в планах еще 500 м. «Обустройство набережных послужило хорошим толчком для развития бизнеса. На Ивангородской стороне уже строится гостиница с рестораном», — рассказала госпожа Шарова.

photo

В реставрацию Нарвской и Ивангородской крепостей в рамках программы вложено €6,4 млн.

«На всех спектаклях была атмосфера полного понимания»

Так называемые «регулярные» проекты касаются самых разных областей сотрудничества: от бизнес-семинаров до зоотерапии, от фотокурсов для детей с ограниченными возможностями до создания общей цифровой базы старых документов из архивных хранилищ, от создания центра профилактики онкологии до культурного обмена в области современного искусства.

Одним из примеров культурного сотрудничества стал спектакль по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», который в 2013–2014 годах в рамках программы «Литва-Польша-Россия» поставили совместно сразу три театральных коллектива: Драматический театр имени Александра Севрука в Эльблонге, Калининградский областной драматический театр и Клайпедский музыкальный театр (около €624 тыс.). В экспериментальном проекте, посвященном «усилению социальной и культурной интеграции приграничных областей», были заняты 60 актеров, причем каждый из них играл свою роль на родном языке. «Каждый театр ставил сначала свою версию, и уже потом три спектакля соединяли воедино, — рассказал „Ъ“ худрук Калининградского драмтеатра Михаил Андреев.- Для общего спектакля танцы и пластику ставил хореограф из Польши, фехтование артистам преподавал педагог из Литвы, а сценографией занимались наши калининградские художники».

photo

Спектакль по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» поставили и играли совместно сразу три театральных коллектива — из Литвы, Польши и России.

«

Проект был непростой, но очень интересный с точки зрения развития мультикультурного диалога. Многоязычие только придавало спектаклям особый колорит».

Интернациональная труппа выходила на сцену 15 раз — по пять во всех странах-участниках проекта. Каждый спектакль был уникален, заверяет Михаил Андреев: «Актеры постоянно менялись ролями. Мы разделили персонажей на три условные группы: Монтекки, Капулетти и все остальные. Допустим, литовцы могли играть в одном спектакле первую группу, а в другом — третью. А в финальном спектакле у нас каждого персонажа играло по три артиста». Михаил Андреев говорит, что спектакли «имели большой резонанс» и пользовались успехом у зрителей. «Проект был непростой, но очень интересный и в творческом плане, и в социальном, с точки зрения развития мультикультурного диалога», — вспоминает он. По словам худрука, многоязычие только «придавало спектаклям особый колорит»: «Классическая пьеса о любви и ненависти. На всех спектаклях была атмосфера полного понимания».

В 2015 году завершился заметный проект — создание на борту ледокола «Ленин» музейно-образовательного комплекса Арктический выставочный центр (€1,17 млн). «Ленин» — первый в мире атомный ледокол гражданского назначения — был построен в 1959 году в Ленинграде. Спустя три десятилетия службы его поставили на вечную стоянку в Мурманске, а еще через двадцать лет — силами госкорпорации «Росатом» переоборудовали под музей. Благодаря программе «Коларктик» на борту ледокола «Ленин» были созданы четыре новых выставочных зала, рассказывает «Ъ» руководитель Арктического выставочного центра Александр Тимофеев. Комплекс мультимедийных экспозиций посвящен истории самого ледокола, всего атомного ледокольного флота России, экологии и биоразнообразию Арктики. Партнерами ФГУП «Атомфлот» в этом проекте выступили Лапландский университет (Финляндия) и музей Polaria (Норвегия).

Открытие новых выставочных залов привлекло в музей новых посетителей. Экскурсантов стало на 30% больше, и получается, что в год экспозицию посещают около 50 тыс. человек. Кроме того, в январе 2016 года ледокол был признан объектом культурного наследия федерального значения — единственным в Мурманске, и работа по его сохранению продолжается. В будущем совместно с партнерами планируется реализовать еще один проект — научно-информационную сеть об Арктике. «Это будет электронный портал с постоянно обновляемой информацией об Арктическом регионе», — рассказывает Александр Тимофеев.

photo

Инвестиции в размере €1,17 млн позволили создать в Мурманске на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин» современный музейно-образовательный комплекс

Еще один проект — ремесленный бизнес-инкубатор в Петрозаводске — был посвящен «формированию инновационного творческого сектора экономики» Карелии. «В рамках проекта решалась задача развития сувенирного производства из местных материалов, возрождение забытых ремесел. Было создано пять производственных мастерских в Петрозаводске и три — в районах республики. Обучение основам предпринимательской деятельности прошли более 200 человек», — перечисляет результаты Дмитрий Базегский. Ремесленная мастерская в городе Сортавала разработала новую линейку карельской ремесленно-сувенирной продукции: появилась, например, керамическая кукла сортавалочка в национальном костюме. «Рынок был насыщен дешевыми китайскими сувенирами, а теперь мы в состоянии производить качественную продукцию сами»,- говорит директор галереи Мария Голубева.

Приоритеты вне политики

В Евросоюзе приграничное сотрудничество считают «ключевой составляющей политики в отношении стран-соседей». «Оно поддерживает устойчивое развитие вдоль внешних границ ЕС, помогает преодолевать общие вызовы, сокращать различия в уровнях жизни граждан и сближать их по обе стороны границы», — заверили «Ъ» в представительстве ЕС.

В Минэкономики России отмечают, что приграничное сотрудничество не только позволяет «совместными усилиями решать актуальные проблемы региона», но и обеспечивает «надежный канал межгосударственного взаимодействия, существующий вне политического контекста и практически независимый от текущей внешнеполитической ситуации». «Санкции ЕС не затронули деятельность в рамках этих программ, — подчеркнули в министерстве.- Сохранение добрососедских отношений, общего культурного наследия и достойных условий для жизни и работы на приграничных территориях остается приоритетом для России и европейских коллег, несмотря на общий внешнеполитический вектор».

Для развития приграничного сотрудничества необходимо «создание нормативной базы» в этой области, говорят в Минэкономики. «Принятие законопроекта позволит восполнить существенный пробел в федеральном законодательстве, установить правовые рамки осуществления приграничного сотрудничества, регламентировать деятельность всех его участников, а также унифицировать региональное законодательство и предоставить регионам равные права и возможности в успешной реализации приграничных контактов», — рассказали «Ъ» в министерстве. Законопроект «Об основах приграничного сотрудничества в РФ» был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2010 году. Как говорится в пояснительной записке, документом предлагается определить «задачи и основные принципы приграничного сотрудничества», полномочия органов публичной власти различного уровня этой сфере, а также «закрепить механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на уровне муниципальных образований», которые наделены «правом осуществления международных и внешнеэкономических связей» наряду с субъектами РФ. Обсуждение проекта возобновилось в конце прошлого года. В конце июня завершился прием поправок к документу. По словам главы думского комитета по международным делам Леонида Слуцкого, он может быть рассмотрен во втором чтении уже 7 июля.